понедельник, 14 мая 2012 г.

Военный аспект. Основные этапы.

Этап I (февраль 1988г. - январь 1990 г).


Первые столкновения между армянами и азербайджанцами произошли в феврале 1988  г.  после попытки руководства Нагорно-Карабахской автономной области вывести ее из состава Азербайджана. В ряде районов совместного проживания они приняли форму крупномасштабных гражданских беспорядков,  сопровождавшихся жертвами среди населения (Степанакерт,  Аскеран 22-23  февраля Сумгаит 28-29 февраля). Для локализации конфликта в регион были переброшены дополнительные силы МВД СССР. К концу февраля численность группировки внутренних войск на территории Армении и Азербайджана была доведена до 13.000  военнослужащих.  Совместными усилиями войск и местных правоохранительных органов ситуация была взята под контроль,  эпицентр конфликта временно сместился в политическую плоскрсть.
Очередные межнациональные столкновения в НКАО осенью 1988  г.  привели к резкому



обострению ситуации.  В конце ноября -  начале декабря армянские вооруженные формирования осуществили первую крупномасштабную операцию,  депортировав при поддержке местных правоохранительных органов и бездействии внутренних войск около 200.000  азербайджанцев из районов компактного проживания в Армении на территорию соседней республики.  Последствием депортации явилась общая дестабилизация обстановки в Азербайджане.  Состоялись массовые акции протеста населения в Баку, Гяндже, Нахичеване, других городах. Они сопровождались столкновениями с войсками. По мере нарастания напряженности руководство СССР активизировало меры пресечения. В ряде районов обеих республик вводились особое положение и комендантский час,  вновь усиливалась группировка внутренних войск,  впервые к операциям по поддержанию порядка привлекались части и подразделения Советской Армии.  Принятыми мерами ситуацию удалось временно стабилизировать.
Вместе с тем дальнейшие усилия по политическому урегулированию конфликта оказались
неэффективными.  С января 1989  г.  НКАО фактически была выведена из-под административного контроля Азербайджана.
Летом 1989  г.  армянские вооруженные формирования приступили к операциям по вытеснению азербайджанской общины Карабаха,  перейдя от ликвидации отдельных граждан к нападениям на населенные пункты и районы компактного проживания.  Особые усилия сосредотачивались на уничтожении и блокировании хозяйственной и транспортной инфраструктур,  обеспечивающих жизнедеятельность азербайджанского населения.  В связи с этим руководство созданного НФА (Народный фронт Азербайджана)  Совета национальной обороны сосредоточило часть своих формирований на участке Гянджа – Ханлар для ответного удара по армянским опорным пунктам. 11 января в Геранбойском районе начались столкновения азербайджанских отрядов с подразделениями спецназа внутренних войск СССР. 15  января на территории НКАО и прилегающих районов Азербайджана был введен режим чрезвычайного положения,  переброшены дополнительные войска. 
Стремясь восстановить контроль над Азербайджаном и предотвратить переход власти к
оппозиции,  военно-политическое руководство СССР во главе с М. Горбачевым,  в очередной раз проигнорировав причины,  характер и специфику событии,  санкционировало широкомасштабную войсковую операцию. 16-19 января на подступах к Баку была создана крупная оперативная группировка общей численностью более 50.000  военнослужащих. В ночь 19\20  января войска были введены в город,  предприняв операцию по разблокированию
инженерных заграждений,  созданных НФА на подступах к Баку и в его черте.  Ввод войск
сопровождался преднамеренным ведением огня на поражение и значительными жертвами среди населения.  Потери СА (Советская Армия) –  ВВ (внутренние войска)  в результате сопротивления составили на 9  февраля 29  убитых, 98  раненных.   
Нахичеване,  западных и южных районах Азербайджана был введен жесткий режим ЧП.  Войска приступили к оперативным мероприятиям по изъятию оружия у населения. Разоружались также органы МВД республики,  включая зону армяно-азербайджанского конфликта.  В создавшихся условиях военизированные формирования Комитета обороны НФА частично самораспустились,  частично перешли на нелегальное положение,
рассредоточившись в различных населенных пунктах Азербайджана.

Этап 2 (январь 1990 г. - август 1991 г.)

К середине 1990 г. в Армении действовали вооруженные группировки общей численностью более 15.000 боевиков. Наиболее крупным и активным формированием являлась Армянская национальная армия (АНА – до 10.000 боевиков), действовавшая в пограничной зоне и частично в Карабахе. Имелись также формирования политических партий различной ориентации (Армянское общенациональное движение – АОД, Дашнакцутюн и др.) и независимые военизированные группировки ("Муш", "НАРТ", "Адана" , "Айдат" , "Тигран Мец" и др. ) численностью 50 до 700 боевиков каждое. 
Рост числа вооруженных групп происходил параллельно с укреплением влияния оппозиции. С приходом ее к власти в Армении летом 1990 г. всем имевшимся формированиям был придан лещи юридический статус. На третьем году конфликта армянская сторона перешла к широкому осуществлению террористических актов как одной из форм ведения вооруженной борьбы. Теракты производились на азербайджанской территории за пределами Карабаха, а также в прилегающих регионах Северного Кавказа и Закавказья. В январе 1991 г.
армянские вооруженные группы вновь активизировали операции на территории Верхнего Карабаха. Заметно возросло количество нападений на азербайджанские населенные пункты. 
Весной 1991 г. руководством Министерства Обороны и МВД СССР бфло принято решение о
ликвидации базовых районов,армянских отрядов в Карабахе. В качестве ближайшей задачи предполагалась нейтрализация армянских формирований в северном и южном секторах Карабаха. В результате задача полной нейтрализации армянских формирований решена не была, базовые районы сохранены. К 15 мая 1991 г. операция была свернута. 
После. ожесточенных боев под азербайджанский контроль перешли опорные пункты Манашид, Бузлук, Эркеч. Активизировались действия армянских формирований против советских войск.

Этап 3 (август 1991 г. - май 1992 г.)

С конца августа внутренние войска СССР по распоряжению командования практически
прекратили обеспечение режима чрезвычайного положения в НКАО.  Воспользовавшись этим
обстоятельством,  руководство сепаратистского движения вышло из подполья,  легализовало свою деятельность и провозгласило 2.09.91  г.  создание "Нагорно-Карабахской республики"  на территории автономии. Все вооруженные группировки были сведены в единые "силы самообороны НК" (позднее переименованы в "армию обороны НКР") и подчинены Комитету обороны.
Участие подразделений ВВ СССР в боевых действиях на стороне армянских формирований
привело к вооруженным столкновениям с частями  ОМОН   МВД   Азербайджана.  К   декабрю эти столкновения приняли систематический характер: в результате имелись потери среди личного состава постов внутренних войск,  в связи с чем руководства МВД СССР приняло решение о полном выводе группировки своих сил с территории Карабаха.
военнослужащих.
Армения в полной мере использовала особенности новой геополитической ситуации в интересах укрепления своих позиций. К моменту распада СССР ей уже удалось упредить противоборствующую сторону в сфере военного строительства как минимум на три года. На территории собственно Армении и в Карабахе были созданы вооруженные силы общей численностью до 30.000 чел., имелись конкретные программы их увеличения и оснащения вооружением. В конце января армянские формирования приступили к захвату последних азербайджанских населенных пунктов Карабаха

Этап 4  (февраль 1993 г. - ноябрь 1993 г.).  Новый период эскалации...

На рубеже 1992\93 г.г. военно-политическая ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта претерпела существенное изменение. В его основе содержались общие подвижки в политике России, нарастание силовых тенденций,  реанимация традиционного южного вектора российской геополитической экспансии.  К тому времени армянским лидерам,  опиравшимся на поддержку ряда группировок в руководстве Российской Федерации,  удалось сформировать у российской стороны однозначное убеждение в том,  что Армения является единственным союзником и последним плацдармом России и стратегически важном Кавказском регионе, рассматриваемом Москвой в качестве зоны геополитического соперничества и интенсивного проникновения соседних государств. Тем самым был обеспечен поворот российской политики в пользу Армении.
27  марта крупные силы армянской армии под прикрытием пропагандистской кампании
относительно начавшегося азербайджанского наступления,  приступили к захвату Кельбаджарского района.  Факт вторжения на чужую территорию был обоснован органами военной спецпропаганды Армении как вынужденная оборонительная необходимость;  при этом через средства массовой информации различных государств распостранялось утверждение об участии в боевых действиях исключительно "сил самообороны НКР". Оккупация Кельбаджарского района обозначила качественно новый период эскалации конфликта – начало реализации военно-политическим руководством Армении планов поэтапной оккупации части территории Азербайджана.
После оперативной паузы, вызванной перегруппировкой сил на южный участок фронта, армянское командование сорвало очередное соглашение о прекращении огня и возобновило наступательные действия. 
За восемь месяцев 1993  г.  Азербайджан,  пребывавший в состоянии перманентного
внутриполитического кризиса, утратил в результате наступления противника контроль над территорией шести районов общей площадью 14.000  кв.  км.  Боевые действия переместились за пределы нагорной части Карабаха в равнинную зону. К началу ноября фронт стабилизировался по линии восточнее Физули – восточнее Ходжавенд – восточнее Агдам – западнее Тертер – Муровдаг.

Этап 5 (декабрь 1993 г. - май 1994 г.) Обострение ситуации...

В апреле 1994 г. военная ситуация в зоне армяно-азербайджанского конфликта резко обострилась. Стабилизация внутренней обстановки, успехи в создании боеспособных вооруженных сил, наращивание внешнеполитических усилий азербайджанского руководства,  вызвали обеспокоенность армянской стороны. В Армении были отмечены первые признаки недовольства населения,  истощенного войной; сформировались предпосылки для обострения внутриполитической ситуации;  еще более осложнились противоречия в руководстве республики и ее отношения с оппозицией.  Учитывая негативное воздействие временного фактора, военно- политические лидеры Армении приняли решение переломить ход боевых действий в свою пользу. Была спланирована широкомасштабная военная операция, замысел
которой состоял в прорыве обороны азербайджанской армии в районе г.  Тертер,  последовательном захвате этого населенного пункта, городов Барда (к 1 мая), Евлах, отсечении северо-западного региона Азербайджана от остальной территории республики.  Согласно расчетам,  оккупация обширной территории в сочетании с новым потоком беженцев должна была способствовать дестабилизации ситуации в Азербайджане,  смене руководства и последующему завершению войны на условиях армянской стороны.  В качестве ключевого фактора успешной реализации собственных планов руководство Армении рассматривало всестороннюю поддержку со стороны России. Выдвижение армянских войск и их сосредоточение на линии фронта осуществлялось,  как и ранее,  под прикрытием переговорного процесса по политическому урегулированию конфликта. 
Наступление было предпринято в ночь 9\10  апреля. В течение 33 суток непрерывных боевых действий армяне понесли значительные потери в живой силе (более 1.000  военнослужащих только убитыми),  а также в технике (до 50  единиц бронетанковой техники)  и вооружении.  Было зафиксировано ухудшение морально- психологического состояния личного состава, массовое дезертирство, отказ от участия в боевых действиях. Имели место прецеденты
групповой сдачи в плен. В результате, исчерпав резервы и боеприпасы, армянское командование было вынуждено отдать приказ о свертывании наступления и переходе к обороне. Начиная с 12 мая активные боевые действия на линии фронта прекратились. 


Этап 6 (май 1994 г. - май 1995 г.) Деэскалация и новое обострение конфликта. 

В течение 12  месяцев после заключения соглашения о прекращении огня между Арменией и
Азербайджаном перемирие в зоне конфликта в целом соблюдалось.  Возобновился переговорный процесс по политическому урегулированию конфликта, осуществляемый при активном участии третьих государств и международных организаций. На рассмотрение сторон были представлены альтернативные планы Российской Федерации и ОБСЕ по отводу войск от линии фронта, образованию буферной зоны и вводу разъединительных сил.
Продолжительные переговоры,  сопровождавшиеся политическим маневрированием сторон
конфликта и третьих заинтересованных сторон, к концу 1994 г. выявили сложившийся тупик в процессе регулирования. В результате деструктивной позиции Армении международные посреднические усилия были блокированы, ситуация в зоне конфликта законсервирована.
В ходе войны Армения понесла потери,  сопоставимые по уровню с потерями азербайджанской стороны,  но  имеющие для нее  более тяжелые последств  в виду различия демографического   и экономического потенциалов. Во второй половине 1994  г. усилился социально-экономический кризис, значительно возросла внутриполитическая нестабильность. Тем не менее, Армения не только сохранила возможности по ведению боевых действий, но и повысила их за счет расширения внешней поддержки.
Навязав России собственный статус единственного союзника в регионе, Ереван активно задействовал проармянское лобби,  интегрированное во все эшелоны государственных структур Российской Федерации.  Произошедшие изменения общей геополитической ситуации на Кавказе и внутренние процессы в Российской Федерации были также использованы армянской стороной для укрепления своих военных позиций.  Взаимодействие с Россией вышло на уровень военно-политического союза (стратегического партнерства).  В 1995  г.  было завершено юридическое оформление создания 102 военной базы Российской Федерации в Армении (Ереван,  Гюмри)
. Сложной оставалась внутриполитическая ситуация. В октябре 1994 г. и марте 1995 г. силами правой оппозиции при поддержке извне были предприняты две попытки государственного переворота,  сопровождавшиеся мятежом личного состава отряда полиции
особого назначения в Баку и ряде регионов республики.  Обе попытки были пресечены
правительственными войсками. Тем не менее,  несмотря на понесенные потери,  наличие внутренних и экономических проблем, Азербайджан сохранил достаточную политическую волю и существенный военно- технический, промышленный,  демографический,  идеологический потенциал для продолжения борьбы.  Осознание необходимости неотложных действий по защите независимости,  суверенитета и территориальной целостности создали предпосылки для консолидации военных усилий нации.  После преодоления октябрьского и мартовского кризисов внутренняя ситуация в республике была существенно стабилизирована.  Еще более усилились международные позиции Азербайджана.  Дополнительная прочность военно-политических позиций республики была обеспечена за счет присоединения к программе НАТО "Партнерство ради мира".  Продолжалось наращивание усилий по созданию
боеспособных вооруженных сил,  укреплению обороноспособности. 

С начала 1995 г.  ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта начала вновь постепенно обостряться.  Геополитическим фоном нарастания напряженности явились боевые действия в Чечне, развитие конкуренции вокруг каспийского нефтяного контракта,  особая позиция Азербайджана по вопросам военной интеграции СНГ.  Чеченский кризис был использован представителями военного командования, руководства погранвойск и спецслужб Российской Федерации, выступающих в качестве самостоятельных субъектов внешней политики,  для обвинения Азербайджана во вмешательстве во внутренние дела России под надуманным предлогом инфильтрации боевиков и поставок оружия на Северный Кавказ.  Этот фактор был учтен военно-политическим руководством Армении, испытывающим острую необходимость в реанимации конфликта с целью отвлечения населения и
оппозиции от нарастающего внутреннего кризиса, а также в преддверие парламентских и президентских выборов.  С наступлением весны и сходом снега увеличилось количество инцидентов вдоль линии прекращения огня. 
В 1992 - 95  г.г.  на использующихся Арменией газопроводе и железнодорожной магистрали на
территории Грузии неизвестными группами были совершены соответственно 16 и 34 диверсии. 23 мая
1995 г. под надуманным предлогом причастности к ним Азербайджана, армянское руководство заявило о фактическом выходе Армении из переговорного процесса по политическому урегулированию конфликта. Военное командование Армении приступило к проведению долгосрочных лагерных сборов всех военнообязанных возрастной категории 18-45 лет.

Использована книга Джангира Араслы "Армяно-азербайджанский конфликт. Военный
аспект"

Комментариев нет:

Отправить комментарий