Этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами
и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные
корни, приобрёл новую остроту в годы «перестройки» (1987—1988). К
ноябрю-декабрю 1988 года в этот конфликт, как отмечал А. Н. Ямсков, оказались
вовлечены большинство жителей Армении и Азербайджана и он фактически перерос
рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую
межнациональную конфронтацию». В 1991—1994
годах этот конфликт привёл к масштабным военным действиям за контроль над
Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.
С точки зрения международного права этот конфликт является
примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны,
права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной
целостности.
В мае 1918 года в связи с революционными событиями и
распадом российской государственности в Закавказье были провозглашены три
независимых государства: Грузинская Демократическая Республика, Республика
Армении, Азербайджанская Демократическая Республика.
Армянское население Карабаха и Зангезура, однако,
отказывалось подчиняться властям АДР. Созванный 22 июля 1918 года в Шуше Первый
съезд армян Карабаха провозгласил Нагорный Карабах независимой
административно-политической единицей и избрал собственное Народное
правительство (с сентября 1918
г . — Армянский национальный совет Карабаха).
Противостояние между азербайджанскими войсками и армянскими вооружёнными
отрядами продолжалось в регионе вплоть до установления в Азербайджане советской
власти.
В течение 1920—1921 гг. вопрос о принадлежности Нагорного
Карабаха решался согласно текущим внешнеполитическим целям советского
руководства. 30 ноября 1920 годa Азревком своей декларацией признал Зангезур и
Нахичевань частью Советской Армении и предоставил Нагорному Карабаху право на
самоопределение.
Вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от
времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре.
До середины 1980-х годов требования изменения статуса НКАО
редко становились достоянием широкой гласности, а любые действия в этом
направлении немедленно подавлялись. Совсем другие возможности предоставила
начатая М. Горбачёвым политика демократизации советской общественной жизни и
ослабления политических ограничений. В 1987 — начале 1988 гг. в регионе
усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим
положением. Руководство АзССР обвиняли в сохранении экономической отсталости
региона, пренебрежении развитием прав, культуры и идентичности армянского
меньшинства в Азербайджане, создании искусственных преград для культурных
связей между Нагорным Карабахом и Арменией.
Руководство Азербайджанской ССР и Коммунистической партии
Азербайджана, со своей стороны, пыталось урегулировать ситуацию, задействовав
привычные командно-бюрократические рычаги, которые в новой ситуации оказались
неэффективными.
Советское государственное и партийное руководство, не
желавшее создавать прецедент пересмотра существующего
национально-территориального устройства, интерпретировало требования
карабахских армян и общественности Армении как проявления национализма.
Тем временем происходил взрыв митинговой активности армян, а
также велись многочисленные забастовки.
Были и вооружённые столкновения и погибшие, так же сотни
людей до сих пор числятся пропавшими без вести. Последнее, на данный момент,
столкновение Азербайджан и жителей Нагорного Карабаха произошло 31 августа 2010
года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий