понедельник, 14 мая 2012 г.

Общий контекст Ошского конфликта


Конфликт





В результате государственного переворота, происшедшего в Бишкеке в апреле 2010  года,  в стране было сформировано Временное правительство,  при этом образовался кризис власти,  особенно ощущавшийся на Юге страны.  Свергнутый президент Бакиев вернулся в родовое село Тейит, все без исключения политические силы Киргизии оживились,  почувствовав возможность приобрести выгоды либо от наступившего безвластия, либо от предстоявшего передела власти.  Узбекская диаспора Киргизии также увидела возможность использовать вакуум власти для удовлетворения своих давних требований:  предоставления узбекскому языку статуса официального,  получение пропорционального представительства узбекского населения страны в законодательных и административных органах республики, а возможно – и автономного статуса.
Клан Бакиевых, стремившийся вернуть утерянную власть, надеялся взять реванш на Юге страны.  Для этих целей Бакиевы,  предположительно,  выбрали путь дестабилизации ситуации в регионе с целью деморализации Временного правительства и лишения его рычагов влияния в Оше и Джалал-Абаде.  По некоторым данным, Бакиевы надеялись отколоть Юг страны от Севера. Узбекская карта в этих условиях приобрела особый вес для всех сторон: представители Временного правительства были готовы обещать узбекской диаспоре удовлетворение некоторых требований в обмен на поддержку в борьбе за власть;  Бакиев видел возможность использовать узбекский фактор для дестабилизации ситуации на Юге.  По просьбе вице-министра Временного правительства Азимбека Бекназарова организованная узбекская молодежь участвовала в вытеснении боевиков Бакиева из здания администрации Джалал-Абада.  Узбекские боевики сожгли родовой дом Курманбека Бакиева,  что было болезненно воспринято киргизским населением.  В пожаре сгорела киргизская юрта и флаг Кыргызстана –  символы киргизской государственности.
В условиях высокой политизации общества бытовые стычки и ссоры между киргизами и узбеками стали приобретать политический характер.  В середине мая киргизы сожгли два узбекских дома, конфликт набирал оборот, все более переходя из политической плоскости в межэтническую.
Киргизские источники указывают на то,  что 10  июня 2010  года первыми активные действия начала узбекская диаспора,  что выглядит правдоподобно.  В ходе столкновений с боевиками Бакиева узбекская молодежь сплотилась,  в ее среде определились лидеры.   В ходе трех дней в конфликт были вовлечены жители городов Ош и Джалал-Абад  (преимущественно –  районы компактного проживания узбеков и киргизов).  После первой кровавой ночи информация о происходящем в Оше быстро распространилась по всей Киргизии,  киргизская молодежь из окрестных сел устремилась в Ош,  милиция нередко поддерживала боевиков,  по некоторой информации,  военные выдавали киргизским боевикам оружие под расписку.  Узбекские источники указывают,  что военные участвовали в боевых действиях на стороне киргизских боевиков,  в том числе многочисленные источники говорят об использовании наступавшими бронетехники.
То,  что узбекские общины первоначально восприняли,  как некую экстремальную форму политической борьбы за свои права,  превратилось в кровавую битву двух этносов,  и в конечном счете вылилось в избиение узбекского населения Оши.  При этом представители других народностей -  русские,  татары,  корейцы, дунгане, казахи – были исключены из конфликта, и становились жертвами только по случайности.  Узбекским районам был нанесен масштабный урон, более тысячи домов, магазинов,  ресторанов и кафе разграблено,  а затем сожжено.  Имеются примеры жестоких издевательств и пыток с обеих сторон. Наличие мобильных телефонов и встроенных видеокамер позволяло во время беспорядков боевикам быстро получать информацию о происходящем в Оше или Джалал-Абаде,  а после завершения конфликта –  уцелевшим жителям обмениваться видеоотчетами о зверствах противоборствующей стороны.  Подобная информация сегодня имеется во множестве в мобильных устройствах у населения.  Нередко это леденящие душу видеосъемки,  причем в большинстве этими кадрами обменивается молодежь.  Узбекская диаспора Юга Киргизии оценивает свои потери в 1-2 тысячи человек.  В дни беспорядков Временное правительство объявило частичную мобилизацию.  Прибывшие в Ош ополченцы оказались в стесненных условиях:  в городе отсутствовала вода, продукты,  электричество, газ. Четыре дня город находился на осадном положении.   На второй день беспорядки распространились на Джалал-Абад.  Киргизская молодежь разгромила и сожгла Киргизско-Узбекский университет, а также несколько кварталов компактного проживания узбеков.  С Юга Киргизии начался массовый исход жителей: 80  тысяч беженцев перешло границу с Узбекистаном,  граждане неузбекской и некиргизской национальности могли вывезти свои семьи в Бишкек.  Отряды киргизов и узбеков,  перекрывавшие трассу Ош-Бишкек,  беспрепятственно пропускали автомобили граждан национальностей, не участвовавших в конфликте.
Третья сила
Среди населения Юга Киргизии циркулирует много слухов об участии в конфликте третьей силы:  таджикских или даже латышский снайперов,  руке Москвы или Вашингтона. Заслуживает внимания информация от очевидцев о том, что утром  11  июня в нескольких концах города появлялись автомобили без номеров с тонированными стеклами.  Неизвестные молодые люди,  приезжавшие на этих машинах,  уговаривали киргизскую молодежь объединяться и громить узбекские кварталы. Это подтверждают несколько свидетелей.  Представители ОБСЕ отмечают неопределенную позицию России и США по поводу конфликта в Киргизии.  Позиция России в отношении конфликта в Оше разочаровала многих в Киргизии:  власти страны надеялись на помощь крупных держав,  поскольку полагали,  что наличие двух военных баз дает им гарантии некоей безопасности.  Однако,  иностранные базы отказались помогать даже в доставке гуманитарной помощи – на том основании,  что это,  якобы,  противоречит их мандату.  Бездействие США и России показало, что лояльность крупным держава не гарантирует их поддержку в трудные времена.  Узбекское меньшинство Киргизии разочаровано отсутствием иностранного содействия в прекращении конфликта. Визит Бордюжи на Юг страны вызвал упреки:  руководитель ОДКБ не посетил узбекских районов,  не встретился с людьми,  общался только с киргизским руководством,  спецпредставителем ООН,  сотрудниками ОДКБ.
Положение узбекского населения
Узбекское население Оши запугано, угнетено и видит для себя два выхода из этого положения:  либо для защиты в Ош прибудут международные миротворческие или полицейские силы, либо узбекам придется покинуть Киргизию. Узбекское население Юга республики интересует два главных вопроса: когда придут миротворцы, либо –  как выехать за рубеж.  Представители силовых структур появляются в узбекских кварталах для поиска тел погибших киргизов, зачисток. Жители узбекского квартала рассказывают: сотрудник прокуратуры потребовал выдать ему тело пропавшего без вести киргиза.  В противном случае он обещал явиться на следующий день с 30 солдатами-киргизами и устроить зачистку.  По данным ОБСЕ из 46  задержанных в ходе беспорядков подавляющее большинство –  узбеки. Взятка за освобождение – 10-20  тыс.  тенге, максимальный размер – 10 тыс. евро. С 5 по 9 июля около 100 богатейших узбекских семей уехали из Оши от поборов. По мнению узбеков, количество задержанных или пропавших безвести составляет тысячу человек (эта цифра явно завышена).  Около 140  заявлений о смерти родственника-узбека не принимаются киргизскими властями к рассмотрению. По свидетельству и родственников, и юристов, милиция на Юге Киргизии отказывается принимать заявления о пропавших без вести узбеках под разными предлогами  (нужно писать на киргизском, нужно писать без ошибок и пр). Узбекские граждане оказались лишенными юридической поддержки.  Юристы (включая юристов-узбеков)  отказываются помогать гражданам узбекской национальности,  поскольку опасаются давления со стороны киргизов  (информация от юридического агентства). Это уже провоцирует узбеков на новые демонстрации отчаяния: 16  июля 300  узбекских женщин перекрыли дорогу Ош-Бишкек,  они требовали юридической помощи и защиты.  Новая конституция не содержит положения о правах меньшинств, система власти не изменилась: правозащитников притесняют, вынуждают уезжать, адвокаты и юристы боятся оказывать помощь узбекам.  После июньских событий около 15%  населения Киргизии не примут участия в политической жизни. Этнические узбеки оказались вне политического поля, т.к. они практически не представлены в государственных структурах,  особенно в силовых ведомствах.  Этнические узбеки, граждане Киргизии сейчас остались без средств к существованию,  не питают никакого уважения и доверия к органам власти.  Это главный фактор,  который может сделать недееспособной киргизскую конституцию,  поскольку она не отражает потребностей и желаний 15% населения.  Положение узбекского населения,  безусловно,  вызывает озабоченность международного сообщества. 
Положение киргизского населения 
Комендант Оша и Ошской области сообщает о 57 случаев пропавших без вести  (в основном киргизов, ибо заявления от узбеков принимаются неохотно).  Киргизское население Юга испытывает экономические трудности:  наиболее активные и трудолюбивые киргизы выехали на заработки в Россию,  Казахстан.  Уровень безработицы на Юге очень высок. Многие признают, что июньские события не позволили вовремя посеять урожай,  а осенняя предвыборная кампания не позволит правительству выделить средства на его уборку.  Киргизы ожидают нехватки продовольствия и даже голода осенью 2010 года.   Среди молодых людей велики реваншистские настроения,  стремление  «наказать»  узбеков,  способности избавиться от национальной обиды не хватает даже представителям неправительственных организаций,  которые ведут работу по постконфликтному урегулированию и налаживанию межэтнического диалога.  Отсутствие авторитетов в обществе представляет большую проблему для киргизского народа: каждый руководитель в глазах киргизов имеет багаж негативного прошлого, который киргизы припоминают ему при любом случае.
Народные дружины
При неспособности властей обеспечить безопасность граждан население Юга республики пытается организовать местные органы самообороны –  народные дружины.  В период беспорядков дружины сослужили населению хорошую службу:  дружины перекрывали улицы кварталов,  не охваченных противостоянием,  проверяли проезжавшие автомобили,  патрулировали территорию.  Очевидцы и участники отмечают,  что нередко дружины носили интернациональный характер,  в них входили участники по месту проживания,  а не по этническому признаку.  Это было особенно характерно для районов смешенного проживания.  После того,  как власти Киргизии поддержали идею формирования дружин, им был придан официальный статус,  милиция стала регистрировать дружины.  Есть информация,  что ряд организованных преступных группировок воспользовались этой возможностью легализации собственного существования. Эти так называемые дружины, якобы, и сегодня принимают участие в зачистках, проводимых милицией.  Третья форма народных дружин –  создание военизированных объединений в интересах политических партий или движений.  Она позволяет политическим лидерам вести политическую агитацию и набирать в свои ряды сторонников не прибегая к политическим лозунгам,  но заявляя о намерениях обеспечивать безопасность граждан – самую насущную потребность населения на Юге Киргизии.
Будущее решение межэтнической проблемы в Киргизии
Сотрудники аппарата президента Киргизии сообщают о том,  что власти рассматривают два сценария в отношении узбекского меньшинства: интеграционный и изоляционный.   Интеграционный сценарий рассматривается в качестве предпочтительного. Однако, изоляционный сценарий также учитывается в качестве возможного.  Примечательно,  что интеграционный сценарий предусматривает переселение узбекских общин из кварталов компактного проживания  (махалля)  в многоквартирные многоэтажки со смешанные проживанием.  Очевидно,  что узбекское население будет всячески противиться реализации этой инициативы. Преподаватели школ на Юге Киргизии ожидают,  что с началом учебного года  сентября случится всплеск молодежных конфликтов на межэтнической почве.  Вероятно,  родители попытаются предотвратить школьные беспорядки с помощью найма дополнительной охраны,  либо создания родительских комитетов и дружин.  Однако, молодые люди, многие из которых для самосохранения будут приходить в школу с ножами и другими средствами самозащиты, неизбежно будут конфликтовать за пределами школы –  по дороге на учебу.  В этой связи 18  семей русский преподавателей школ этим летом уехали из Джелал-Абада,  не желая нести ответственность за ожидаемые школьные беспорядки.  Лидер узбекской общины Кадыржан Батыров,  владелец и ректор Киргизско-Узбекского университета в Джалал-Абаде,  сожженного и разграбленного в ходе кризиса, заявляет о планах по восстановлению университета. Киргизская молодежь города выступает резко против восстановления,  заявляя,  что узбеки не будут учиться здесь никогда.   Учитывая, что впереди Киргизию ждут парламентские выборы, можно предположить,  что межэтнические проблемы Юга будут отодвинуты властями на второй план.

Комментариев нет:

Отправить комментарий