понедельник, 23 апреля 2012 г.

Танцуй, Лепрекон, Танцуй

 Конфликт в Северной Ирландии отличается чрезвычайной сложностью и своеобразием. Здесь сплелись социальные, национальные и религиозные противоречия, и если первые из них лежат в основе событий, то последние – в конкретных условиях Северной Ирландии – резко обостряют и драматизируют конфликт, придают ему специфическую окраску. Пример Северной Ирландии демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая царит в странах западной демократии. Кроме того, важен и накопленный североирландским обществом опыт ведения переговоров, достижения определенного консенсуса расколотым электоратом на выборах.

После долгих и неудачных попыток решения конфликта, в 1993 британское и ирландское правительства выступили с совместным заявлением об условиях достижения мира в Северной Ирландии. Это заявление убедило лидера североирландских католиков Джерри Адамса на выступление в котором он дал понять, что ИРА готова отказаться от насильственных действий. Желание найти мирные решения вылилось в подписание Белфастского соглашения или «Соглашения Страстной пятницы» 10 апреля 1998 г.

«Соглашение Страстной пятницы» предусматривало:

• Избрание Североирландской Ассамблеи, обладающей законодательными полномочиями.
• Формирование Исполнительного комитета в составе 12 министров обеих главных конфессий для исполнения функции правительства Северной Ирландии.
• Совет Министров, в который входят представители как севера, так и юга Ирландии. И хотя бы шесть органов, которые будут отвечать за воплощение соглашения в жизнь и будут действовать по трансграничному принципу или в масштабах всего острова
• Создание межправительственного Совета британских островов, включающего представителей Великобритании, Ирландии, Ольстера, Шотландии и Уэльса.
• Внесение поправок в Конституцию Республики Ирландия относительно территориальных претензий на Северную Ирландию.
• Разоружение военизированных группировок Северной Ирландии в течение ближайших двух лет после проведения референдума, за которым должно последовать исполнение обещания об освобождении североирландских заключенных из тюрем.
• Реформа ольстерской полиции

План реформы предусматривал уравнение в количестве протестантов и католиков, служащих в полиции, создание комиссии для контроля над соблюдением прав человека. Но, несмотря на основательный и достаточно хорошо разработанный план, он был одобрен только Североирландским парламентом, а основные политические партии высказали некоторое недовольство, по различным пунктам.

Это соглашение было вынесено на референдум 22 мая 1998 года, за него проголосовали 94% населения в Ирландской Республике и 71% в Северной Ирландии.

Белфастское соглашение явилось продуктом сбалансированного сочетания традиционного и модернистсткого подходов к урегулированию и предусматривало сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства с параллельным укреплением связей с Ирландией. Документ подтверждал приверженность всех сторон переговорному процессу и принципу разоружения.

После Соглашения Страстной пятницы можно с определенностью сказать, что правительство Великобритании взяло курс на урегулирование конфликта на институциональном уровне. В 1999 г. были приняты еще 4 британо-ирландских документа о создании органов сотрудничества в урегулировании Ольстерского кризиса.

В мае 2000 года в Северной Ирландии все-таки было прекращено прямое правление из Лондона, официально возобновилась работа органов самоуправления.

3 февраля 2004 г. в Северной Ирландии начались переговоры по пересмотру Белфастского соглашения. Вопрос о внесении изменений в данное Соглашение возник в ноябре 2003 г. после состоявшихся парламентских выборов в Ольстере. Победу на них одержала протестантская Демократическая юнионистская партия во главе с Я. Пэйсли, которая выступает против Белфастского соглашения и какого-либо сотрудничества с католиками. Договоренность о пересмотре документа по Северной Ирландии была достигнута в январе 2004 г. на встрече премьер-министров Великобритании и Ирландии Т. Блэра и Б. Ахерна. Однако сторонам не удалось достичь компромисса.

Тем не менее, в 2005 году ИРА заявила о своем полном разоружении. В регионе воцарился относительный мир.

На сегодняшний день конфликт считается урегулированным, однако, нельзя сказать, что он полностью разрешен, так как Белфастское соглашение, не содержит четких гарантий недопустимости дискриминации по отношению к католическому меньшинству. Социально-экономическая суть конфликта до сих пор оттеснена на второй план и завуалирована чисто политическими и религиозными лозунгами.

Исходя из вышесказанного, наша группа считает, что угроза террористических актов все еще реальна. Примером этому может служить деятельность Подлинной Ирландской Республиканской Армии. ПИРА постоянно проводит похищения и убийства военнослужащих, полицейских, коллаборационистов и наркодилеров. Часто ПИРА берет на себя ответственность за совершённые теракты и преступления. В выступлении на митинге в честь годовщины Пасхального восстания 1916 года один из членов ПИРА сказал, что бойцы ИРА продолжат совершать нападения на службы безопасности Северной Ирландии, причем целями атак станут британские военнослужащие, стражи порядка, а также объекты инфраструктуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий