понедельник, 16 апреля 2012 г.

Конфликт вокруг бахчисарайского рынка



12 августа 2006 года в Бахчисарае произошло, наверное, самое жестокое столкновение между крымскими татарами и славянским населением города за 21 год их совместного проживания в Крыму. Силы милиции не смогли сдержать две толпы, которые шли стенка на стенку. В ход были пущены арматура, камни, бутылки. Чтобы разнять дерущихся, правоохранительные органы стреляли в воздух и использовали шумовые гранаты. Конфликт, который разрешился столь жестоким образом, длился  несколько лет. Его причиной, а скорее поводом  стал тот факт, что один из городских рынков расположен на территории древнего крымскотатарского кладбища «Азизлер». 
Август 2006 года стал пиком конфликта вокруг Азизлер. Рассмотрим период эскалации конфликта – развитие конфликта "по вертикали", связанное с обострением конфликтных отношений, когда последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие, расширение конфликта.
Июнь 2004 –рассмотрение  Бахчисарайским городским советом вопроса ликвидации рынка, находящегося на месте древнего крымскотатарского кладбища. Горсовет отменил свое прежнее решение о ликвидации рынка. Последствия: крымские татары заблокировали въезд на территорию рынка, потасовка между меджлисовцами и мелкими предпринимателями.

Июль 2004 года – переговоры районных властей, крымских татар и торговцев, в которых принял участие и председатель Совета министров Крыма Сергей Куницын  по поводу ликвидации рынка, закончились провалом. Премьер предложил предпринимателям подписать совместный протокол, в одном из пунктов которого значилось, что рынок должен быть ликвидирован до 1 сентября. В обмен на согласие с этим пунктом Куницын обещал выделить из республиканского бюджета 160 тысяч гривен на проектно-изыскательские работы по строительству новых торговых площадей. Ответ предпринимателей был отрицательным. Главное требование меджлиса –  скорейшая ликвидация рынка.

Август 2004 года – Бахчисарайский городской совет не одобрил проект, разработанный при участии депутатов-активистов регионального меджлиса, которым предусматривалось в короткие сроки ликвидировать рынок. Во время сессии у стен совета собрались предприниматели, торгующие на рынке и поддерживающие их горожане, протестовавшие против переноса торговых площадей. Председатель бахчисарайского регионального меджлиса Ахтем Чийгоз так прокомментировал данную ситуацию: «Это еще раз доказывает, что в нашем городе и районе царит безвластие. Депутаты не уважают наши крымскотатарские святыни. Они и свои святыни не уважают».

11-13 января 2005 года –  В адрес предпринимателей поступили угрозы и предупреждения о скором снесении рынка  от представителей бахчисарайского регионального  меджлиса.

6 июля 2005 года – руководство рынка выиграло два суда. На одном из них рассматривалось решение городского совета Бахчисарая передать территорию рынка музею. «Это решение признано незаконным в суде, – заявил собеседник агентства. – Второй суд обязал Комитет по земельным ресурсам оформить государственный акт на землю рынка надлежащим образом».NR2.ru: http://www.nr2.ru/crimea/74091.html


7 июля 2006 года – группа крымских татар блокировала центральный рынок в Бахчисарае. Предпринимателям – почти 700 человек – пришлось в срочном порядке эвакуироваться. К месту событий стягиваются сотрудники правоохранительных органов. Произошла драка, в которой пострадали 3 человек – контролеры рынка, которые вели видеосъемку событий. Крымские татары перевернули несколько контейнеров, использующихся под торговые павильоны, заварили все входные ворота и пытались ворваться в бухгалтерию.

10 июля 2006 годаКрымскотатарский меджлис грозится снести центральный рынок Бахчисарая, если администрация не закроет его самостоятельно. Крымские татары готовят многотысячную протестную акцию.

11 июля 2006 года – акции протеста как со стороны активистов крымскотатарского меджлиса, так и со стороны торговцев. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», с каждой стороны в акции приняли участие по 500 – 700 человек. Славянская группа находится со стороны рынка, напротив – представители крымских татар. Между ними в три шеренги выстроились сотрудники Беркута и ППС. Крымские татары провели митинг, на котором призвали торговцев добровольно переходить на другой рынок. «Нечего осквернять наши минареты», заявили представители крымских татар. Славяне требуют одинаковых правил торговли для всех и скандируют «Долой Чийгоза – убийцу беременной женщины!», «Закон для всех», «Нет меджлисовскому беспределу».
Принято соглашение между сотрудниками центрального рынка города и главой Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеровым. Умеров обещает, что в течение года рынок будет функционировать, а за это время для предпринимателей будут оборудованы новые торговые площади в другой части города.
















11 июля 2006 года – Постоянный представитель президента Украины в Крыму Геннадий Москаль собирается попросить у министра внутренних дел Юрия Луценко дополнительные силы внутренних войск и спецподразделений МВД для недопущения столкновений в Бахчисарае, где идет блокирование рынка крымскими татарами.

13 июля 2006 года – Работники центрального рынка Бахчисарая перекрыли и  блокируют дорогу, ведущую к бахчисарайскому Ханскому дворцу. Около 50 человек, в основном женщины, непрерывно ходят по пешеходному переходу. Таким способом они протестуют против блокады рынка, которую уже несколько дней проводят активисты крымскотатарского меджлиса.

14 июля 2006 года – Решением чрезвычайной сессии Бахчисарайского горсовета центральный рынок города получил отсрочку на год. За это время будет построен новый торговый павильон. Активисты меджлиса продолжают блокировать рынок. Крымскотатарские пикетчики установили возле рынка деревянные лавки, чтобы высказывать свой протест сидя. Представители меджлиса говорят о строительстве на месте рынка историко-культурного центра. Как заявил председатель Республиканского комитета по земельным ресурсам Николай Голубев – место под бахчисарайским рынком никогда не сможет быть использовано под коммерческий историко-культурный центр, как того хотят крымские татары. По мнению председателя комитета, историческим местом рынок сделать нельзя, так как на этом месте ничего не сохранилось. NR2.ru: http://www.nr2.ru/crimea/74952.html

21 июля 2006 года – Более 50 работников бахчисарайского центрального рынка пикетировали Верховный Совет Крыма. Они потребовали от депутатов поддержать принятое городским советом Бахчисарая решение о разрешении торговли на рынке в течение года, пока будет строиться новый торговый павильон. Также предприниматели попросили защитить их от «меджлисовского беспредела» и прекратить блокаду рынка.

ПИК

12 августа 2006 года – В Бахчисарае произошла массовая драка между крымскотатарскими активистами, требующими переноса одного из бахчисарайских рынков с территории древнего мусульманского кладбища «Азизлер», и представителями славянского населения — предпринимателями и поддержавшими их местными жителями. В городе свистят пули, летят камни и рвутся гранаты. Причиной конфликта стало блокирование крымскими татарами центрального рынка Бахчисарая. По информации милиции, в драке участвовало примерно по 300 человек с каждой стороны. В результате драки 4 человека были госпитализированы. Были задействованы спецподразделения милиции «Беркут» и Внутренних войск МВД.

Деэскалация конфликта
13 августа 2006 года – На совещании с участием руководства автономии, правоохранительных органов и представителей меджлиса был подписан согласительный протокол, по которому  до 25 августа с территории рынка предполагалось вывезение контейнеров, ларьков и навесов. Полная ликвидация рынка намечена к 12 сентября. Сторонам рекомендовано отказаться от взаимных исковых требований и заключить мировые соглашения.



12 сентября 2006 года – открытие нового рынка в Бахчисарае.


13 августа 2009  года – пресс-конференция с участием одного из организаторов митинга бахчисарайцев-славян в августе 2006 года, правозащитника, юриста Жана Запруты, посвященная 3-летней дате со дня массовых беспорядков в Бахчисарае. Организаторы заявили, что  Киевом культивируется система национального неравенства в Крыму, в которой создание моноэтнических групп («украинцев», крымских татар и русских) порой способствует успешному проведению политики «разделяй и властвуй».


13 августа 2009  года — Депутат Верховной Рады Крыма Олег Родивилов заявил, что намерен добиваться возобновления расследования уголовного дела по факту массовой драки на Бахчисарайском рынке в 2006 году.

1 марта 2010 года – Торговцы Бахчисарайского рынка, покинувшие старый рынок в 2006 году, не исключают своего возвращения на старое место работы – на улицу Буденного. Об этом порталу «Новоросс.info» заявил крымский правозащитник Жан Запрута.

2 марта 2010 года – Мэр Бахчисарая исключает возможность возврата городского рынка на прежнее место, поскольку на его бывшей территории планируется создать мемориальный комплекс, так как ранее там располагалось древнее мусульманское кладбище «Азизлер».

4 марта 2010 года –  Глава Бахчисарайской районной государственной администрации Ильми Умеров считает возвращение бахчисарайского рынка на прежнее место нереальным.


Стороны конфликта:

  1. Крымскотатарский Меджлис (в том числе и региональный).
  2. Предприниматели, торговцы рынка.
  3. Местные власти (Бахчисарайский горсовет).
  4. Крымскотатарская громада.
  5. Славянская громада
  6. Руководство автономии.
  7. Правозащитник Жан Запрута (оказывал влияние на славянскую группу)



Для составления полной  картины конфликта в Бахчисарае 2006 года вокруг Центрального рынка, я попросила местного жителя Бахчисарая, крымского татарина, дать комментарий по этому поводу:
"«Всю эту волокиту поднял Меджлис. В его интересах было строительство нового рынка через дорогу напротив того бывшего рынка, который располагался на Азизлер, и перевести всех крымских татар- продавцов на "свой" рынок, плюс ещё и поставить хозяина- крымского татарина. Почему? Потому что на том бывшем рынке хозяин был славянин, который, естественно, неплохо имел с этого рынка. И с Меджлисом он был не в ладах. Поэтому лучший ход - это построить новый рынок, поставить хозяином своего человека и своих людей (крымских татар). Чтобы их убедить, нужно найти весомую причину. Причина есть: то, место, на котором располагался рынок когда-то до войны было мусульманским крымскотатарским кладбищем. Возле которого была мечеть (по архивным данным Ханского дворца), и возле которого же ныне до сих пор стоит дюрбе. То есть в людях начали будить религиозность типа "Бизим азиз ерлеримизде къазакълар базар къурдылар!"(«На нашем священном месте славяне построили рынок!»).  Эту же новость быстрыми темпами огласили по всему Крыму, тем самым разбудив в крымских татар исламские чувства. Естественно, крымские татары начали съезжаться со всего Крыма. Отсюда мы видим, что Меджлис, манипулируя людьми, вершил свои дела. Добился своего. Простым жителям, конечно же, всё равно, где скупляться. На сегодняшний день это место пустует до сих пор! В то время, когда все это происходило, шли слухи, что меджлис хочет там построить исторический музей, включив его в историко-культурный заповедник Бахчисарая, чтобы туристы и туда бы заезжали. Тот бывший хозяин-славянин построил в другой части города свой рынок. А тот рынок, который построился под "патронавством" меджлиса функционирует, кстати говоря, неплохо, и расширяется».









Важно различать позицию и интерес. Не всегда эти два понятия совпадают. Предлагаю рассмотреть позицию и интерес первичных участников конфликта вокруг Бахчисарайского рынка.
Позиция представителей меджлиса: требование снести рынок, так как он расположен на территории древнего крымскотатарского кладбища "Азизлер" и освободить святыни от торгующих. На месте рынка  возведение  историко-культурного крымскотатарского центра.
Интерес представителей меджлиса: строительство нового рынка, подконтрольного одному из представителей меджлиса, и перевод всех торговцев на этот рынок.


Позиция предпринимателей и торговцев рынка: не согласие с требованиями местного меджлиса освободить  рабочие места и снести рынок.


Интерес  предпринимателей и торговцев рынка: сохранить свои рабочие места.






Вывод:

Огромную активность в конфликте проявляли активисты Меджлиса как Бахчисарайского, так и общекрымского. Забота о древнем крымскотатарском памятнике и кладбище «Азизлер», вынудили их спровоцировать конфликт, который не привел к ожидаемым результатам: восстановлению священного места, строительству историко-культурного центра, как обещалось. Вместо этого территория бывшего Центрального рынка г.Бахчисарая превратилась в мусорку и притон для наркоманов. Видимо, не забота о святыне было причиной конфликта. Добившись закрытия рынка и перевода практически всех торговцев на рынок, подконтрольный одному из представителей меджлиса, конфликт прекратил свое существование. Так, на примере Бахчисарайского конфликта, мы видим, как отдельные представители могут провоцировать и разжигать межнациональную рознь в Крыму, спекулируя религиозными святынями,  с целью достижения своих личных интересов. 









Комментариев нет:

Отправить комментарий