понедельник, 23 апреля 2012 г.


Конфликт крымскотатарского народа (в частности меджлиса) с властью Украины и Крыма
Методы исследования конфликта:
Треугольник "Установки-поведение-контекст"
Дерево конфликта
Опоры Несправедливости

Треугольник "Установки-поведение-контекст" (Схема 1)
Установки (Мотивы) 
Несомненно, мотивом для разжигания конфликта послужил указ Сталина о депортации Крымских татар в 1944 г., а также развернувшиеся в 50-х 60х годах ХХ в. крымскотатарские национальные движения, главным требованием одного из которых стало возвращение крымских татар в Крым. Поскольку кр. татарское движение выдвигало свои требования в достаточно жесткой и категоричной форме, власть этому не обрадовалась, и пошла в контры с крымскотатарским народом, и в частности с активными национальными движениями. Но и сейчас, в контексте общего конфликта возникают все новые и новые мотивы для его поддержания, и разжигания его новых направлений.
Поведение

С начала активной деятельности крымскотатарских национальных движений и до сегодняшнего дня крымские татары ведут себя более чем агрессивно, причем эта агрессия проявляется не сколько в акциях протеста, столкновениях и т.д. (хотя такое тоже присутствует), сколько в вербальных способах (заявлениях, статьях, и т.д.). С течением лет поведение крымских татар не сильно изменилось, больше изменились их требования, и методы, которыми они хотят этих требований добиться. Сейчас даже дело дошло до того, что теперь это не просто противостояние кр.  татар и власти, теперь туда еще и невольно косвенно вовлекаются все жители крыма, а это люди многих национальностей. Поскольку крымские татары утвержадают, что крымская земля должна принадлежать только им,  невольно возникает вопрос: а куда в таком случае деть остальные национальности (около 80)? Если так и дальше будет продолжаться, а крымскотатарский народ (скорее даже меджлис) будет гнуть свою линию , так недолго и до серьезного межэтнического конфликта дойти.
Что же касается правительства0они в своем поведении более сдержанны. С их стороны практически не наблюдается явной агрессии, и там как- то пытаются всего добиваться мирным путем. Хотя когда сторона оппонентов начинает проявлять агрессию, грозящую безопасности общества (такие как акции протеста, митинги, которые зачастую весьма не спокойные), они принимают меры, в частности направляют силовые структуры для контроля ситуации.
По сути можно сказать, что форма взаимодействия конфликтующих сторон весьма агрессивная, имеющая тенденцию к волнообразному движению: диапазон действия – от радикальных столкновений до мирного содружества во имя общих интересов.

Контекст
Как эта ситуация выглядит? На мой взгляд, часто это все доходит до абсурда. Ведь если подумать, чего сейчас хотят крымские татары? В самом начале, после депортации - вполне понятно: вернуться домой. После возвращения – вернуть крымскую землю в полном обьеме. А сейчас? На мой взгляд это уже просто как снежный ком – получили одно, второе, третье – и теперь не могут просто остановиться, с каждым разом хотят все больше. Честно говоря - это уже смешно выглядит со стороны, когда один из многих (!) коренных народов, в лице меджлиса, своего правительства, теперь утверждает, что он единственный, кому принадлежит Крым.
Правительство же сейчас ведет себя более чем спокойно. За последнее время не делались никакие заявления ни в поддержку, ни против этой всей ситуации. Все проходит весьма осторожно, скандалов фактически небыло.
Возможно, это лишь затишье перед бурей, но не думаю, что в ближайшее время мы увидим что-то интересное. Единственный вывод который могу сделать – меджлис делает этот конфликт почти вечным, не думаю, что они когда-нибудь будут довольны


Дерево конфликта (Схема 2)
Причины конфликта (корни):
Корни конфликта можно разделить на три временных отрезка (на схеме это было бы выражено длинными/более короткими корнями конфликта)
1 – депортация 1944 года крымскотатарского населения (этот период длится до первой половины 50х годов).
2 - Со второй половины 50-х годов ХХ в. разворачивается крымскотатарское национальное движение, главным требованием которого стало возвращение крымских татар в Крым.
3: конец 1980-1990-е гг. - до нашего времени после принятия Декларации Верховного Совета СССР от 14.11.1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", началась репатриация крымских татар.

конфликт (ствол)
в 1944 г. по приказу Сталина депортировали. Конечно подобные действия никак не способствовали разрешению крымскотатарского конфликта, и лишь обострили его. Со второй половины 50-х годов ХХ в. разворачивается крымскотатарское национальное движение, главным требованием которого стало возвращение крымских татар в Крым. Несмотря на то, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» снимал обвинения в измене Родине со всего крымскотатарского населения, в нем утверждалось, будто крымские татары прочно обосновались на новом месте жительства, пользуются всеми правами советских граждан, в силу чего представляется нецелесообразным возвращать их в Крым. Тогда, с 60-х годов, когда стало ясно, что руководство СССР не стремится возвращать крымских татар на родину, среди крымских татар усилилось национальное движение, и получило еще более массовое распространение среди крымских татар. Лидером наиболее радикального крыла стал Мустафа Джемилев, ставший затем руководителем Организации крымско-татарского национального движения.
В конце 1980-1990-е гг., после принятия Декларации Верховного Совета СССР от 14.11.1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", началась репатриация крымских татар.
Однако все больший авторитет начинает набирать Организация крымскотатарского национального движения (ОКНД) во главе с диссидентом М. Джемилевым, созданная в 1989 г., занимающая антисоветские позиции и все явственней берущая курс на создание этнической государственности, что не могло не вызывать опасения большинства крымчан.
     Восстановление крымской государственности вызвало крайне негативную реакцию ОКНД. В заявлении ее Центрального Совета 8 марта констатировалось, что «крымские татары повсеместно бойкотировали» референдум 20 января «и не признают законными его результаты, поскольку определение государственного статуса национальных территорий не может решаться арифметическим большинством голосов граждан, переселенных с других территорий, и размещенных военнослужащих». ОКНД обратилась к Верховному Совету УССР, настаивая на необходимости восстановления национальной государственности крымских татар и обеспечении их представительства в Советах автономии всех уровней, предлагая распустить облсовет, местные Советы и назначить новые выборы. Одновременно ЦС ОКНД направил обращение в Международный Хельсинский комитет по правам человека, указывая на создание на национальной территории крымских татар «еще одной русскоязычной республики», что, по его мнению, нарушает их права.
ОКНД начала предпринимать конкретные меры по созданию параллельных органов власти для реализации своей цели построения этнического государства (к 1 апреля 1991 г. на полуострове проживало уже 124 911 крымских татар). 26-30 июня 1991 г. в Симферополе проходили заседания организованного Курултая (съезда). Его подготовке способствовали и крымские властные структуры в надежде на конструктивный диалог. Но его не получилось. Курултай принял Декларацию «О национальном суверенитете крымскотатарского народа», зафиксировавшую, что «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение... Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. <...> Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства и источником благосостояния всех жителей Крыма. Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымскотатарского народа. <...> Крымская АССР, восстанавливаемая не как национально-территориальное образование, рассматривается как попытка юридического закрепления результатов депортации крымских татар в 1944 г. и не признается Курултаем в таком виде». Здесь же делалось предупреждение государственным органам и «каким-либо иным сторонам». В случае их препятствия целям, провозглашенным Курултаем, не исключалась возможность действий по признанию за крымскими татарами «статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение». Курултай сформировал меджлис — «высший полномочный орган крымскотатарского народа» во главе с М. Джемилевым. Вскоре началось создание меджлисов в регионах полуострова и на местах.
Фактически формировалась система альтернативных органов власти. Утверждались национальные символы: флаг (голубое полотнище — кок-байрак с золотой тамгой — династическим знаком ханов Гиреев в верхнем углу у древка) и гимн (сочинение «Ант эткенмен» («Я поклялся») одного из лидеров крымскотатарского национального движения в 1917-1918 гг. Нумана Челебиджихана (Ч. Челебиева) ).     29 июля Верховный Совет автономии постановлением «О съезде (курултае) представителей крымских татар» признал решения Курултая незаконными, противоречащими Конституции УССР, СССР, действующему законодательству, а образованный им Меджлис и другие органы — неправомочными, не могущими представлять крымских татар во взаимоотношениях с государственными органами. 
     Однако это не помешало Меджлису конкретизировать решения Курултая в проекте Конституции Крымской Республики (29 декабря 1991 г.). Согласно ему, население полуострова делилось на «коренное» (крымские татары, крымчаки, караимы) и граждан других национальностей, «для которых в силу исторических обстоятельств Крым стал Родиной». Это различие сохранялось в определении Крымской республики. Две части населения, разумеется, имели разные права. Первая, например, обладала правом на самоопределение, а вторая нет. Только «коренному населению» гарантировались «возможности и средства для его всестороннего развития». По этому проекту сохранялся и Курултай — «полномочный представительный орган, выражающий интересы и волю коренного населения».
Впоследствии руководство НДКТ согласилось с тем, что «восстановление национальной государственности крымских татар» может осуществляться «в рамках формируемых в Крыму государственных институтов...», подразумевая законодательно закрепленные квоты крымских татар в органах республиканской власти и управления.
Последствия (крона)
По хронологии:
Хроника борьбы за "мир и межнациональное согласие" в Крыму
19 марта 1992 года
Побоище с "Беркутом" в Киеве у здания Верховной Рады Украины. Мешая крымским татарам устанавливать несанкционированный палаточный городок, милиция вынуждена применить слезоточивый газ и дубинки. Есть пострадавшие.
Октябрь 1992 года
События в селе Красный Рай. 5 октября крымские татары блокируют движение транспорта на пяти магистральных автотрассах вокруг Симферополя и пикетируют прокуратуру Крыма. 6 октября митингующие пикетируют Верховный Совет Крыма. Митинг перерастает в столкновение с милицией, в ходе которого есть пострадавшие с обеих сторон. Милиция использует специальные средства (газовые гранаты, брандспойты), разбиты окна нижних этажей здания Верховного Совета.
28 сентября - 2 октября 1993 года
Крымские татары блокируют вход в помещение Нижнегорского райисполкома и перекрывают движение на железной дороге в районе станций Яркое и Краснопартизанская.
23-25 июня 1995 года
Печальной памяти феодосийско-судакские события. Пожалуй, самый массовый пока разгул меджлисовцев. 25 июня колонна примерно из 20 машин прибыла в поселок Щебетовка для участия в похоронах двоих погибших 23 июня соотечественников. После получения известия о задержании в Феодосии правоохранительными органами троих крымских татар, подозреваемых в разгроме ресторана "Киммерия", около тысячи возмущенных крымских татар выехали в город, где громили торговые точки и захватывали заложников. В ходе столкновения крымских татар с отрядами ОМОНа несколько человек получили ранения. Аналогичные стихийные акции прошли в Щебетовке и Судаке. Дорогу на Симферополь пришлось перекрывать войсками, подразделениями ОМОНа, тяжелой бронетехникой. По итогам этих событий были созданы многочисленные правительственные комиссии, а Президент Украины вынужден был издать Указ "О неотложных мерах по устранению нарушений законности и правопорядка в Автономной Республике Крым".
9 ноября 1995 года
На восьмой день политической голодовки фракции Курултая в крымском парламенте около 500 крымских татар блокировали вход в здание Верховного Совета Крыма.
13 января 1996 года
Дагестане с захватом чеченскими боевиками заложников. Он оценил действия чеченцев как "отчаянную попытку спасти свой народ от российской агрессии" и заявил: "Несмотря на то, что крымскотатарское национальное движение руководствуется иными, ненасильственными методами борьбы, мы не считаем действия чеченских братьев бандитизмом. Это адекватная реакция на терроризм России".
24 апреля 1996 года
Президиум меджлиса на своем внеочередном заседании обсудил ситуацию в связи с гибелью Джохара Дудаева и принял соответствующее заявление. Президиум меджлиса объявил 26 апреля траур и обратился ко всем мусульманам и верующим других конфессий помянуть в этот день Джохара Дудаева.
24 марта 1998 года
Несанкционированные массовые мероприятия в Симферополе, митинг, шествие и пикет, перекрытие движения на автомагистралях и железнодорожных путях. В результате столкновений меджлисовских активистов с сотрудниками милиции в районе железнодорожного вокзала 19 стражей порядка получили телесные повреждения, 12 из них госпитализированы. Заведены уголовные дела по статьям "Злостное сопротивление работникам милиции" и "Блокирование транспортных путей".
27 марта 1998 года
Еще один массовый митинг меджлисовцев на площади Ленина в Симферополе. Пыл митингующих охлаждали стоящие рядом БТРы с зачехленными пулеметами.
9 сентября 1999 года
Пикет меджлисовцев у судакского горисполкома заканчивается захватом этого государственного учреждения.
10-11 декабря 1999 года
Митинг меджлисовцев у Бахчисарайской райгосадминистрации завершается тем, что около 60 человек захватывают здание и больше суток блокируют работу госучреждения.
18 мая 2000 года
Сразу после митинга, приуроченного к очередной годовщине депортации, меджлисовцы безо всякого разрешения разбивают палаточный городок у стен республиканского парламента. Такие же палаточные городки разбиты и у некоторых других административных зданий Симферополя и Крыма. Несанкционированный палаточный городок простоял у стен Верховного Совета больше месяца.
24 мая 2000 года
Более 60 крымских татар перекрыли железнодорожные пути между Евпаторией и Симферополем у станции Яркая Сакского района. В этот же день у села Михайловка Нижнегорского района на железнодорожные пути вышли еще около 70 человек.
12 июня 2000 года
Меджлисовские активисты перекрывают железнодорожные пути на станции Яркое в Джанкойском районе.
19 августа 2000 года
В поселке Нижнегорском группа крымских татар под руководством лидера местного меджлиса перекрывает железнодорожные пути. Попытки правоохранительных органов урезонить меджлисовцев привели к столкновениям, в результате которых двое милиционеров получили ранения и были госпитализированы.
25 октября 2000 года
Начало нашумевшего крымского крестоповала. В селе Морском Судакского района меджлисовские активисты среди бела дня и на глазах у местных русских жителей сваливают православный поклонный крест.
1 ноября 2000 года
В поселке Кировском неизвестными снят и украден православный крест, установленный на месте будущего строительства храма Святого Амвросия Оптинского. После случая в Морском молва, естественно, приписывает это деяние крымским татарам.
22-23 ноября 2000 года
Ночью неизвестные крестоборцы спилили семиметровый поклонный крест, установленный на въезде в одно из старейших русских сел Крыма - Мазанку. Позже неизвестные вандалы преданы анафеме.
27 ноября 2000 года
После митинга у Джанкойского районного суда меджлисовские активисты захватывают здание Джанкойской райгосадминистрации (во время процесса над четырьмя участниками июньского перекрытия железной дороги на станции Яркое). Они бродят по этажам, взламывают дверь в зал заседаний, срывают, комкают и бросают на пол крымский флаг.
30 ноября 2000 года
Захват Бахчисарайского районного суда во время процесса над главой местного меджлиса Ильми Умеровым (Совет крымскотатарских аксакалов предъявил Ильми иск за то, что тот назвал их "акшакалами"). Больше сотни татар врываются в здание. Один из милиционеров, пытаясь сдержать штурмующих, получает черепно-мозговую травму.
25 июля 2001 года
Меджлисовские активисты штурмуют бахчисарайский Свято-Успенский монастырь. Дорогу в православную обитель преграждают отряды "Беркута". В результате столкновений есть пострадавшие с обеих сторон.
У меджлиса, конечно, есть свое объяснение причин, которые побуждают его каждый раз выводить людей на улицы, перекрывать дороги, захватывать государственные учреждения, осквернять христианские святыни. Для меджлиса это хроника борьбы за попранные права своего народа. Но дело здесь даже не в объяснениях причин, а в том, какой путь выбрали лидеры этой организации для решения своих политических задач.
Печальный симптом - в последнее время межэтническое противостояние в Крыму все чаще и чаще переходит в свою, может быть, самую опасную плоскость - межконфессиональную. Таким образом, во-первых, конфликт распространяется на все крымские этносы. Оскверняя православные святыни, меджлис изолирует своих соотечественников уже не только от русских, но и от украинцев, греков, армян, болгар, немцев и других христианских народов. Во-вторых, взрывоопасная исламская идея, бывшая поначалу периферийной в движении крымских татар, становится одной из доминирующих.
2006 г.
В августе 2006 г. Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений о антимусульманских и антитатарских высказываний со стороны православных священников в Крыму
2007 г.
Крымские татары проводят в Симферополе митинг против "беспредела милиции"  18 ноября 2007 г.
На центральной площади Симферополя проходит митинг с участием нескольких тысяч крымских татар. Участники акции протестуют против "дискриминационной политики властей Крыма и беспредела милиции", передаёт УНИАН.
По данным правохранителей, в акции участвуют около 1300 крымских татар. По данным очевидцев - порядка трёх тысяч.
Участники акции пришли на центральную площадь Симферополя, выкрикивая: "Крым - наша Родина! Умрём за Родину!".

2011- 2012 гг.
Крымским татарам следует в 2012 году продолжить борьбу за восстановление своих прав и проявить самоотверженность в деле «восстановления государственности на своей земле».  Об этом говорится в поздравлении с Новым годом, которое распространила пресс-служба крымско-татарского Меджлиса.
«Наступивший 2012 календарный год требует от каждого из нас еще большей самоотверженности и концентрации воли во имя будущего крымскотатарского народа и восстановления его государственности на своей земле, для счастливого будущего всех людей, проживающих в Крыму», – говорится в документе.
«Уходящий в историю 2011 год явился для крымскотатарского народа еще одним этапом борьбы за восстановление своих прав. Многие позитивные изменения в жизни нашего народа, произошедшие в 2011 году, стали возможными благодаря единству и активности соотечественников, целеустремленной деятельности Меджлиса крымскотатарского народа, региональных и местных меджлисов, мусульманских общин и крымскотатарских общественных организаций», – заявляют в Меджлисе.
Из всего вышесказанного видно, что держась на мощных корнях, сам конфликт стал достаточно серьезным, и на современном этапе привел к достаточно серьезным последствиям. В некоторых случаях достаточно остро наблюдается конфликт меджлиса и  крымской и украинской власти, а иногда снова - затишье. Хотя сейчас все стало гораздо глубже, частично даже простые крымские татары начинает проявлять агрессию к таким же простым жителям крыма других национальностей. Причем суть этой агрессии не всегда понятна самим сторонам конфликта.
Опоры Несправедливости (Схема 3)
Опоры:
1. Несправедливость по отношению к крымским татарам (на первом этапе конфликта -их депортация)
2. Нежелание меджлиса идти на компромисс с крымской и украинской властью
3. страх людей. На первых стадиях конфликта - страх крымских татар не вернуться из депортации, позже – страх не получить обратно свои земли, которые находились в их ведомости до депортации.
4. Нежелание крымской и украинской власти выполнять требования меджлиса
Суть конфликта: (см. « конфликт (ствол)» и «последствия» в схеме «дерево конфликта»)









пост основан на личном мнении автора, а так же с применением нескольких различных источников для более глубокого освещения некоторых разделов, имеющих отношение к истории конфликта
Материал подготовила Безугловец С.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий