пятница, 27 апреля 2012 г.

Анализ конфликта в Руанде
Для выявления основных причин конфликта следует подробней остановиться на хронологии тех страшных событий, которые произошли в Руанде в 1994 году. В прессе было достаточно написано об этом, поэтому уместно обратиться к конкретным журналистским исследованиям. Например, в статье российских журналистов из газеты «Коммерсантъ»  подробно описано развитие событий, приведших к геноциду, в результате которого менее чем за 100 дней было уничтожено более 800 тысяч человек (по другим данным более 1030 тысяч). Геноцид был направлен в основном против представителей этнической группы тутси, составляющей меньшинство в стране, а организован представителями этнического большинства – народности хуту. Однако геноцид в Руанде сложно назвать этническим – вместе с тутси уничтожались и хуту, придерживающиеся умеренных политических взглядов и отказывавшиеся принимать участие в геноциде. Основными действующими лицами этих кровавых событий стали регулярная армия, состоявшая из представителей хуту, а также организованные националистическими партиями народные ополчения хуту. Убийства начались после гибели президента страны 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе, и прихода к власти временного правительства, состоящего из представителей националистических организаций хуту. Новая власть санкционировала массовые убийства представителей тутси регулярной армией, а также стала активно привлекать к карательным операциям ополченцев и простых граждан. Действия армии и ополченцев всячески подогревались местными СМИ, находящимися под контролем временного правительства. Стоит также обратить внимание на роль религиозных институтов во всех описанных событиях. Здесь уместно обратиться к другому исследованию – статье «Спустя десять лет после геноцида Руанда обращается в ислам», опубликованной на портале JesusChrist.ru. В материале рассказывается о том, что представители доминирующей в Руанде католической церкви, в том числе многие священники, принадлежащие к народности хуту, не только не противодействовали геноциду, но и сами подчас участвовали в убийствах. Не удивительно, что в последующие годы в Руанде наблюдался массовый переход бывших христиан в ислам, число приверженцев которого в этой стране за несколько лет удвоилось. Кровопролитие в Руанде было остановлено только спустя три месяца после начала событий в результате прихода к власти Руандийского патриотического фронта, состоявшего в основном из представителей тутси, причем после этого более 2 миллионов представителей народности хуту покинули страну, вполне обосновано опасаясь ответного геноцида со стороны тутси.
Как уже было сказано выше, до сих пор историки затрудняются дать вразумительное объяснение тому, что произошло в Руанде в 1994 году. У этих событий не было явных социальных или экономических предпосылок, по крайне мере, соизмеримых с масштабом геноцида. Так же их с трудом можно отнести к категории застарелых этнических конфликтов. Безусловно, определенная межнациональная напряженность присутствовала, о чем свидетельствуют факты, приведенные в вышеназванном исследовании газеты «Коммерсантъ». В статье подробно изложена история взаимоотношений хуту и тутси, которые являются по сути, даже не собственно этносами, а этно-социальными группами. В течение последних нескольких сот лет тутси, занимавшиеся скотоводством (в отличие от земледельцев-хуту), играли доминирующую роль в руандийском обществе. Ситуация не менялась в период колониального господства Германии, а потом Бельгии, а после провозглашения независимости к власти пришли представители большинства – хуту. Тогда же начались первые столкновения между хуту и тутси, часто инициируемые представителями власти. Этому способствовало то, что тутси продолжали играть важную роль в экономике страны, и беднейшие представители хуту стремились к переделу собственности, опираясь на полученную политическую власть. Однако все-таки этнический конфликт между хуту и тутси нельзя сравнить по степени напряженности с такими национальными противостояниям, как, например, армяно-азербайджанский или арабо-израильский конфликты. На протяжении нескольких сотен лет хуту и тутси мирно сосуществовали, а после провозглашения независимости этнические «границы» в руандийском обществе стали постепенно стираться. Естественно, определенные экономические противоречия в руандийском обществе (сосредоточие значительной части собственности в руках тутси) могли наложиться на межэтническое противостояние и привести к столкновениям, однако, повторюсь, степень этих противоречий была несоизмерима с масштабом геноцида.

Комментариев нет:

Отправить комментарий