Murals, или настенные рисунки, появились в Северной Ирландии ещё в начале ХХ века, когда лоялисты каждый июль стали разрисовывать стены домов, а в начале 70-ых годов это преобразовалось в более масштабную акцию. Всего в Северной Ирландии насчитывается около 2000 murals. На создание одного уходит около 2-6 недель, в зависимости от погоды. Все художники работают совершенно бесплатно. В 1970 году два человека были приговорены к 6 месяцам тюрьмы за попытку нарисовать флаг; в 1980 году полицейский, приняв кисточку за пистолет, застрелил 16-летнего мальчика, рисовавшего республиканские слоганы.
Поражает необычная яркость рисунков на фоне несколько унылой реальности. От дома к дому по-новому выстраивается разворачивающаяся перед глазами история. Murals с одной стороны напоминают граффити, своими размерами и пространственной привязанностью, а с другой имеют черты, во многом свойственные плакату, - определённая схематичность, большое количество призывов, протестов, пропаганда. Многие ранние murals запечатлели битву при Бойне в 1690 году, в которой в борьбе за корону протестантский король Вильгельм III победил католика, короля Яковa II.
Король Вильям III на белом коне празднует победу, а рядом на траве поражённый король Яков II. Не типичная для murals стилистика исполнения зафиксировала самый простой, но наверно самый важный для протестантов исторический сюжет, именно этот момент утвердил их как победителей на ирландской земле. Многие murals, посвященные этой тематике гласят: “Remember 1690!”. Вильям на белом коне, флаги лоялистов, скелет (отсылает к осаде Дерри в 1689), красный сжатый кулак, слоганы “No Surrender”, “Ulster Says No”, аббревиатуры военизированных групп самообороны (UDA, UFF, UVF), памятники погибшим – всё это обязательно присутствует в murals протестантского квартала.
Переходя от одного рисунка к другому, понимаешь, что туристам, желающим не просто поприсутствовать здесь явно не обойтись без гида: огромное количество символов и значимых людей создают свой особый контекст и значения. Mural с огромной Н-буквой (репрезентирует тюремный блок, предназначенный для содержания политических заключенных), требует освобождения узников, что было вызвано соглашениями, достигнутыми в ходе мирного процесса. Два кулака разрывающих цепь - символ свободы.
В католической части города атмосфера немного не такая,как в протестантской.Повсюду зеленые, белые и оранжевые цвета ирландского флага, портреты папы римского в окнах, надписи на ирландском языке, и забавные кельтские узоры. Во многих местах вдоль улиц весят палестинские флаги. Традиционно республиканцы не рисовали murals, но печальные события 1981 года изменили ситуацию. До 1976 года находящиеся в тюрьме республиканцы и лоялисты имели статус политических заключенных, что позволяло им не работать и носить собственную одежду. Весной 1981 находящиеся в тюрьме республиканцы начали бессрочную голодовку, требуя вернуть им политический статус. 10 человек умерло втечение лета. Это событие символизирует один из наиболее ярких периодов борьбы за ирландскую независимость.
Привлекает внимание murals, с изображением Бобби Сэндса, человека начавшего протест и умершего 5 мая, через 66 дней, в возрасте 27 лет. Громадный портрет Бобби Сэндса, и рядом одна из цитат его записей: “Каждый, республиканец и не только, должен сыграть свою роль”. Абсолютно простые картинка и слова, помещенные в контекст и являющиеся частью более длинной цепочки, производят сильное впечатление. Кроме этого, в каждом католическом квартале обязательно присутствует «лист чести» (“roll of honor”), призванный почтить память ирландских патриотов, погибших во время стычек с британскими солдатами и лоялисткой полицией.
И рядом всего через пару метров длинная «стена солидарности» , подчеркивающая республиканские симпатии, в том числе к палестинцами, курдами, басками. На многих волонтеры ИРА - все реальные люди. Многие посвящены репрессиям, политическим заключенным, международной анти-импералистической борьбе, выборам, мирному урегулированию конфликтов, в то время как исторические и мифологические образы встречаются намного реже. За последние несколько лет на многих из них было стерто оружие, подчеркивая этим готовность к переговорам.
Для многих murals стали частью жизни и способом творческой борьбы, некоторые считают их чистой пропагандой, туристы не прекращают фотографировать, а кто-то рядом с ними живёт. Они служат своеобразным символом обозначения и разделения городского пространства; в независимости от их политической ориентации, размера, тематики, местоположения, представляют собой значимое социальное и культурное явление.
По настенным рисункам в Северной Ирландии можно проследить практически всю историю:от начала её поселений и до сегодняшних дней.
Волошена Дарья
Поражает необычная яркость рисунков на фоне несколько унылой реальности. От дома к дому по-новому выстраивается разворачивающаяся перед глазами история. Murals с одной стороны напоминают граффити, своими размерами и пространственной привязанностью, а с другой имеют черты, во многом свойственные плакату, - определённая схематичность, большое количество призывов, протестов, пропаганда. Многие ранние murals запечатлели битву при Бойне в 1690 году, в которой в борьбе за корону протестантский король Вильгельм III победил католика, короля Яковa II.
Король Вильям III на белом коне празднует победу, а рядом на траве поражённый король Яков II. Не типичная для murals стилистика исполнения зафиксировала самый простой, но наверно самый важный для протестантов исторический сюжет, именно этот момент утвердил их как победителей на ирландской земле. Многие murals, посвященные этой тематике гласят: “Remember 1690!”. Вильям на белом коне, флаги лоялистов, скелет (отсылает к осаде Дерри в 1689), красный сжатый кулак, слоганы “No Surrender”, “Ulster Says No”, аббревиатуры военизированных групп самообороны (UDA, UFF, UVF), памятники погибшим – всё это обязательно присутствует в murals протестантского квартала.
Переходя от одного рисунка к другому, понимаешь, что туристам, желающим не просто поприсутствовать здесь явно не обойтись без гида: огромное количество символов и значимых людей создают свой особый контекст и значения. Mural с огромной Н-буквой (репрезентирует тюремный блок, предназначенный для содержания политических заключенных), требует освобождения узников, что было вызвано соглашениями, достигнутыми в ходе мирного процесса. Два кулака разрывающих цепь - символ свободы.
В католической части города атмосфера немного не такая,как в протестантской.Повсюду зеленые, белые и оранжевые цвета ирландского флага, портреты папы римского в окнах, надписи на ирландском языке, и забавные кельтские узоры. Во многих местах вдоль улиц весят палестинские флаги. Традиционно республиканцы не рисовали murals, но печальные события 1981 года изменили ситуацию. До 1976 года находящиеся в тюрьме республиканцы и лоялисты имели статус политических заключенных, что позволяло им не работать и носить собственную одежду. Весной 1981 находящиеся в тюрьме республиканцы начали бессрочную голодовку, требуя вернуть им политический статус. 10 человек умерло втечение лета. Это событие символизирует один из наиболее ярких периодов борьбы за ирландскую независимость.
Привлекает внимание murals, с изображением Бобби Сэндса, человека начавшего протест и умершего 5 мая, через 66 дней, в возрасте 27 лет. Громадный портрет Бобби Сэндса, и рядом одна из цитат его записей: “Каждый, республиканец и не только, должен сыграть свою роль”. Абсолютно простые картинка и слова, помещенные в контекст и являющиеся частью более длинной цепочки, производят сильное впечатление. Кроме этого, в каждом католическом квартале обязательно присутствует «лист чести» (“roll of honor”), призванный почтить память ирландских патриотов, погибших во время стычек с британскими солдатами и лоялисткой полицией.
И рядом всего через пару метров длинная «стена солидарности» , подчеркивающая республиканские симпатии, в том числе к палестинцами, курдами, басками. На многих волонтеры ИРА - все реальные люди. Многие посвящены репрессиям, политическим заключенным, международной анти-импералистической борьбе, выборам, мирному урегулированию конфликтов, в то время как исторические и мифологические образы встречаются намного реже. За последние несколько лет на многих из них было стерто оружие, подчеркивая этим готовность к переговорам.
Для многих murals стали частью жизни и способом творческой борьбы, некоторые считают их чистой пропагандой, туристы не прекращают фотографировать, а кто-то рядом с ними живёт. Они служат своеобразным символом обозначения и разделения городского пространства; в независимости от их политической ориентации, размера, тематики, местоположения, представляют собой значимое социальное и культурное явление.
По настенным рисункам в Северной Ирландии можно проследить практически всю историю:от начала её поселений и до сегодняшних дней.
Волошена Дарья
Комментариев нет:
Отправить комментарий