Конфликт
крымскотатарского народа (в частности меджлиса) с властью Украины и Крыма
Стороны
конфликта.
Стороны
конфликта в зависимости от времени следует разделить на нескольких периодов.
Первый этап – депортация
1944 года крымскотатарского населения (этот период длится до первой половины
50х годов).
Стороны
конфликта:
·
Первичные:
Советская власть в лице И.В. Сталина и Государственный Комитет Обороны СССР,
крымскотатарский народ, принудительно выселенный с земель постоянного
проживания.
·
Вторичные: народы, которые проживали в Крыму вместе с крымскими
татарами и те народы, которые принимали на свою территорию депортированных.
Второй этап - Со второй
половины 50-х годов ХХ в. разворачивается крымскотатарское национальное
движение, главным требованием которого стало возвращение крымских татар в Крым.
Стороны
конфликта:
·
Первичные:
Советская власть (В лице Н.С. Хрущева и Президиума Верховного Совета СССР) и
национальные движения, формирующиеся в Узбекистане, затем в Казахстане, Таджикистане, Киргизстане,
России. Руководители: Джеппар Акимов, Бекир Османов, Мустафа Селимов, Мустафа
Халилов, Амза Аблаев и др. (Инициативные группы создавались по территориальному
принципу: уличная — сельская (поселковая) — городская — районная — областная
(региональная) — республиканская)
·
·
Вторичные: те народы, которые принимали на свою территорию
депортированных.
Третий этап: конец 1980-1990-е гг. - до нашего времени
после принятия Декларации Верховного Совета СССР от 14.11.1989 г. "О
признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов,
подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", началась
репатриация крымских татар.
Стороны
конфликта:
· Первичные: Советская власть (Верховный совет СССР)
- Национальное движение крымских татар (НДКТ – руководитель Ю.Б. Османов),
Организация крымскотатарского
национального движения (ОКНД – руководитель М.А. Джемилев), крымскотатарский народ стихийно.
·
· Вторичные: народы, которые
проживали в Крыму вместе с крымскими татарами.
Четвертый этап – после обретения
независимости Украины и проведения Курултая и создания меджлиса (с 1991 года по
настоящее время).
Стороны
конфликта:
·
Первичные:
Украинская власть (в лицах президентов Украины, силовые структуры государства органы местного самоуправления) и
органы национального самоуправления крымскотатарского народа.
·
Вторичные: партийные организации Украины и общественные пророссийские
организации Крыма, народы, которые проживали проживают в Крыму вместе с
репатриированными крымскими татарами.
·
·
Третичные: крымская власть, которая заинтересована в сглаживании и
избежании вооруженных столкновений на этнической почве.
Предметы разногласия.
Предмет конфликта до и после развала Союза
существенно не отличается – возвращение на Родину; борьба за землю и право
проживать на ней с правом на исключительное самоопределение.
Первые три
типа разногласий можно объединить в один. Предметы разногласия основанные на фактах, на ценностях и интересах
находятся в данный момент вокруг крымской земли и возможности переселиться как
коренной народ, при этом ущемляя права других народов на самоопределение,
обосновывая это тем, что именно крымскотатарский народ является единственным
коренным и имеющим право на землю Крыма.
Несогласие по поводу статуса Крыма как автономии выражены у обеих сторон в нормативно-правовых актах руководящих органов – со стороны крымских татар – это сессия Курултая проходившего 26-30 июня 1991 г., со стороны украинских и крымских властей выражена в Конституции Крыма от 21 октября 1998 года в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины от 10 февраля 1998 года «О Верховной Раде Автономной Республики Крым».
Вот как излагают свою точку
зрения конфликтующие стороны по поводу предмета разногласия и как они видят
статус автономии через призму своих суждений:
Крымские
татары
|
Государство
|
Декларация «О национальном
суверенитете крымскотатарского народа»: «Крым
является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только
он обладает правом на самоопределение... Политическое, экономическое,
духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в
его суверенном национальном государстве. <...> Земля и природные
ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются
основой национального богатства и источником благосостояния всех жителей
Крыма. Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымскотатарского
народа. <...>Крымская АССР, восстанавливаемая не как
национально-территориальное образование, рассматривается как попытка
юридического закрепления результатов депортации крымских татар в 1944 г. и не
признается Курултаем в таком виде».
|
Ст. 14 Конституции АРК: «Статья 14. Реализация прав и интересов
граждан в сфере национальной культуры в Автономной Республике Крым
1. В
Автономной Республике Крым обеспечивается сохранение многообразия культур,
сложившихся исторически на Крымском полуострове, создаются условия для их
равноправного развития и взаимообогащения.
2.
Граждане любой национальности, проживающие в Автономной Республике Крым, для
реализации прав и интересов в сфере национальной культуры могут образовывать
объединения, представляющие их законные интересы.
3.
Вопросы образования и деятельности объединений граждан в Автономной
Республике Крым определяются законами Украины, нормативно-правовыми актами
Верховной Рады Автономной Республики Крым в пределах ее компетенции.
4. В
Автономной Республике Крым гражданам всех национальностей,
национально-культурным и другим объединениям, организациям и учреждениям
гарантируется право на развитие национальных культурных традиций,
празднование национальных праздников, исповедывание своей религии,
удовлетворение своих потребностей в литературе, искусстве, право на создание
национальных средств массовой информации, издательств, музеев, театров,
киностудий, других национальных, культурных и учебных учреждений согласно
Конституции Украины и законам Украины.
5. В
Автономной Республике Крым гражданам любой национальности,
национально-культурным обществам и объединениям граждан обеспечивается право
на взаимоотношения в сфере культуры».
|
1. По
декларации принятой на сессии Курултая видно, что крымскотатарский народ претендует чуть ли не на звание «титульного»
этноса Крыма, что не является
исторически обоснованным.
2. Позиция
властей – нейтральна, основана на полиэтничности и демократическому подходу
к каждому этносу, проживающему на территории Крыма.
По четвертому типу разногласий (нереалистическим) можно сказать, что форма
взаимодействия конфликтующих сторон весьма агрессивная, имеющая тенденцию к
волнообразному движению: диапазон действия – от радикальных столкновений до
мирного содружества во имя общих интересов.
На первой сессии Курултая
было вынесено предупреждение государственным органам и «каким-либо
иным сторонам». В случае их препятствия целям, провозглашенным Курултаем, не
исключалась возможность действий по признанию за крымскими татарами «статуса
народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение».
Государство и крымские власти вынуждены вести ответные
действия в пределах их компетенции.
Пятый тип
разногласий – культурно-обоснованные.
Существует культурный барьер между
крымскими татарами, которые в большей степени являются мусульманами и
православным населением Крыма. На этой почве играют всевозможные радикальные группы
интересов, тем самым углубляя конфликт.
пост основан на мнении автора, и с использованием источника http://www.rada.crimea.ua/bases-of-activity/konstituciya-ARK
Материал подготовила Ревунова
Татьяна
Комментариев нет:
Отправить комментарий