среда, 11 апреля 2012 г.

Конфликт крымскотатарского народа (в частности меджлиса) с властью Украины и Крыма

Стороны конфликта.

Стороны конфликта в зависимости от времени следует разделить на нескольких периодов.
Первый этап – депортация 1944 года крымскотатарского населения (этот период длится до первой половины 50х годов).

Стороны конфликта:

·         Первичные: Советская власть в лице И.В. Сталина и Государственный Комитет Обороны СССР, крымскотатарский народ, принудительно выселенный с земель постоянного проживания.

·         Вторичные: народы, которые проживали в Крыму вместе с крымскими татарами и те народы, которые принимали на свою территорию депортированных.

Второй этап - Со второй половины 50-х годов ХХ в. разворачивается крымскотатарское национальное движение, главным требованием которого стало возвращение крымских татар в Крым.

Стороны конфликта:

·         Первичные: Советская власть (В лице Н.С. Хрущева и Президиума Верховного Совета СССР) и национальные движения, формирующиеся в Узбекистане, затем в Казахстане, Таджикистане, Киргизстане, России. Руководители: Джеппар Акимов, Бекир Османов, Мустафа Селимов, Мустафа Халилов, Амза Аблаев и др. (Инициативные группы создавались по территориальному принципу: уличная — сельская (поселковая) — городская — районная — областная (региональная) — республиканская)
·          
·         Вторичные: те народы, которые принимали на свою территорию депортированных.

Третий этап: конец 1980-1990-е гг. - до нашего времени после принятия Декларации Верховного Совета СССР от 14.11.1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", началась репатриация крымских татар.

Стороны конфликта:

·       Первичные: Советская власть (Верховный совет СССР)   - Национальное движение крымских татар (НДКТ – руководитель Ю.Б. Османов), Организация крымскотатарского национального движения (ОКНД – руководитель М.А. Джемилев), крымскотатарский народ стихийно.
·        
·       Вторичные: народы, которые проживали в Крыму вместе с крымскими татарами.

Четвертый этап – после обретения независимости Украины и проведения Курултая и создания меджлиса (с 1991 года по настоящее время).

Стороны конфликта:

·         Первичные: Украинская власть (в лицах президентов Украины, силовые структуры государства органы местного самоуправления) и органы национального самоуправления крымскотатарского народа.

·         Вторичные: партийные организации Украины и общественные пророссийские организации Крыма, народы, которые проживали проживают в Крыму вместе с репатриированными крымскими татарами.

·          
·         Третичные: крымская власть, которая заинтересована в сглаживании и избежании вооруженных столкновений на этнической почве.

Предметы разногласия.

Предмет конфликта до и после развала Союза существенно не отличается – возвращение на Родину; борьба за землю и право проживать на ней с правом на исключительное самоопределение.

Первые три типа разногласий можно объединить в один. Предметы разногласия основанные на фактах, на ценностях и интересах находятся в данный момент вокруг крымской земли и возможности переселиться как коренной народ, при этом ущемляя права других народов на самоопределение, обосновывая это тем, что именно крымскотатарский народ является единственным коренным и имеющим право на землю Крыма.

Несогласие по поводу статуса Крыма как автономии выражены у обеих сторон в нормативно-правовых актах руководящих органов – со стороны крымских татар – это сессия Курултая проходившего 26-30 июня 1991 г., со стороны украинских и крымских властей выражена в Конституции Крыма от 21 октября 1998 года в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины от 10 февраля 1998 года «О Верховной Раде Автономной Республики Крым».
Вот как излагают свою точку зрения конфликтующие стороны по поводу предмета разногласия и как они видят статус автономии через призму своих суждений:

Крымские татары
Государство
Декларация «О национальном суверенитете крымскотатарского народа»: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение... Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. <...> Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства и источником благосостояния всех жителей Крыма. Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымскотатарского народа. <...>Крымская АССР, восстанавливаемая не как национально-территориальное образование, рассматривается как попытка юридического закрепления результатов депортации крымских татар в 1944 г. и не признается Курултаем в таком виде».

Ст. 14 Конституции АРК:    «Статья 14. Реализация прав и интересов граждан в сфере национальной культуры в Автономной Республике Крым
     1. В Автономной Республике Крым обеспечивается сохранение многообразия культур, сложившихся исторически на Крымском полуострове, создаются условия для их равноправного развития и взаимообогащения.
     2. Граждане любой национальности, проживающие в Автономной Республике Крым, для реализации прав и интересов в сфере национальной культуры могут образовывать объединения, представляющие их законные интересы.
     3. Вопросы образования и деятельности объединений граждан в Автономной Республике Крым определяются законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым в пределах ее компетенции.
     4. В Автономной Республике Крым гражданам всех национальностей, национально-культурным и другим объединениям, организациям и учреждениям гарантируется право на развитие национальных культурных традиций, празднование национальных праздников, исповедывание своей религии, удовлетворение своих потребностей в литературе, искусстве, право на создание национальных средств массовой информации, издательств, музеев, театров, киностудий, других национальных, культурных и учебных учреждений согласно Конституции Украины и законам Украины.
     5. В Автономной Республике Крым гражданам любой национальности, национально-культурным обществам и объединениям граждан обеспечивается право на взаимоотношения в сфере культуры».

1.     По декларации принятой на сессии Курултая видно, что крымскотатарский народ претендует чуть ли не на звание «титульного» этноса Крыма, что не является  исторически обоснованным.
2. Позиция властей – нейтральна, основана на полиэтничности и демократическому подходу к каждому этносу, проживающему на территории Крыма.

По четвертому типу разногласий (нереалистическим) можно сказать, что форма взаимодействия конфликтующих сторон весьма агрессивная, имеющая тенденцию к волнообразному движению: диапазон действия – от радикальных столкновений до мирного содружества во имя общих интересов.

На первой сессии Курултая было вынесено предупреждение государственным органам и «каким-либо иным сторонам». В случае их препятствия целям, провозглашенным Курултаем, не исключалась возможность действий по признанию за крымскими татарами «статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение».

Государство и крымские власти вынуждены вести ответные действия в пределах их компетенции.

Пятый тип разногласий – культурно-обоснованные. Существует культурный барьер между крымскими татарами, которые в большей степени являются мусульманами и православным населением Крыма. На этой почве играют всевозможные радикальные группы интересов, тем самым углубляя конфликт.
пост основан на мнении автора, и с использованием источника http://www.rada.crimea.ua/bases-of-activity/konstituciya-ARK
Материал подготовила Ревунова Татьяна

Комментариев нет:

Отправить комментарий