Этап I (февраль 1988г. - январь 1990 г).
Первые столкновения между армянами и азербайджанцами произошли в феврале 1988 г. после попытки руководства Нагорно-Карабахской автономной области вывести ее из состава Азербайджана. В ряде районов совместного проживания они приняли форму крупномасштабных гражданских беспорядков, сопровождавшихся жертвами среди населения (Степанакерт, Аскеран 22-23 февраля Сумгаит 28-29 февраля). Для локализации конфликта в регион были переброшены дополнительные силы МВД СССР. К концу февраля численность группировки внутренних войск на территории Армении и Азербайджана была доведена до 13.000 военнослужащих. Совместными усилиями войск и местных правоохранительных органов ситуация была взята под контроль, эпицентр конфликта временно сместился в политическую плоскрсть.
Очередные межнациональные столкновения в НКАО осенью 1988 г. привели к резкому
обострению ситуации. В конце ноября - начале декабря армянские вооруженные формирования осуществили первую крупномасштабную операцию, депортировав при поддержке местных правоохранительных органов и бездействии внутренних войск около 200.000 азербайджанцев из районов компактного проживания в Армении на территорию соседней республики. Последствием депортации явилась общая дестабилизация обстановки в Азербайджане. Состоялись массовые акции протеста населения в Баку, Гяндже, Нахичеване, других городах. Они сопровождались столкновениями с войсками. По мере нарастания напряженности руководство СССР активизировало меры пресечения. В ряде районов обеих республик вводились особое положение и комендантский час, вновь усиливалась группировка внутренних войск, впервые к операциям по поддержанию порядка привлекались части и подразделения Советской Армии. Принятыми мерами ситуацию удалось временно стабилизировать.
неэффективными. С января 1989 г. НКАО фактически была выведена из-под административного контроля Азербайджана.
Летом 1989 г. армянские вооруженные формирования приступили к операциям по вытеснению азербайджанской общины Карабаха, перейдя от ликвидации отдельных граждан к нападениям на населенные пункты и районы компактного проживания. Особые усилия сосредотачивались на уничтожении и блокировании хозяйственной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих жизнедеятельность азербайджанского населения. В связи с этим руководство созданного НФА (Народный фронт Азербайджана) Совета национальной обороны сосредоточило часть своих формирований на участке Гянджа – Ханлар для ответного удара по армянским опорным пунктам. 11 января в Геранбойском районе начались столкновения азербайджанских отрядов с подразделениями спецназа внутренних войск СССР. 15 января на территории НКАО и прилегающих районов Азербайджана был введен режим чрезвычайного положения, переброшены дополнительные войска.
Стремясь восстановить контроль над Азербайджаном и предотвратить переход власти к
оппозиции, военно-политическое руководство СССР во главе с М. Горбачевым, в очередной раз проигнорировав причины, характер и специфику событии, санкционировало широкомасштабную войсковую операцию. 16-19 января на подступах к Баку была создана крупная оперативная группировка общей численностью более 50.000 военнослужащих. В ночь 19\20 января войска были введены в город, предприняв операцию по разблокированию
инженерных заграждений, созданных НФА на подступах к Баку и в его черте. Ввод войск
сопровождался преднамеренным ведением огня на поражение и значительными жертвами среди населения. Потери СА (Советская Армия) – ВВ (внутренние войска) в результате сопротивления составили на 9 февраля 29 убитых, 98 раненных.
Нахичеване, западных и южных районах Азербайджана был введен жесткий режим ЧП. Войска приступили к оперативным мероприятиям по изъятию оружия у населения. Разоружались также органы МВД республики, включая зону армяно-азербайджанского конфликта. В создавшихся условиях военизированные формирования Комитета обороны НФА частично самораспустились, частично перешли на нелегальное положение,
рассредоточившись в различных населенных пунктах Азербайджана.
Этап 2 (январь 1990 г. - август 1991 г.)
К середине 1990 г. в Армении действовали вооруженные группировки общей численностью более 15.000 боевиков. Наиболее крупным и активным формированием являлась Армянская национальная армия (АНА – до 10.000 боевиков), действовавшая в пограничной зоне и частично в Карабахе. Имелись также формирования политических партий различной ориентации (Армянское общенациональное движение – АОД, Дашнакцутюн и др.) и независимые военизированные группировки ("Муш", "НАРТ", "Адана" , "Айдат" , "Тигран Мец" и др. ) численностью 50 до 700 боевиков каждое.
Рост числа вооруженных групп происходил параллельно с укреплением влияния оппозиции. С приходом ее к власти в Армении летом 1990 г. всем имевшимся формированиям был придан лещи юридический статус. На третьем году конфликта армянская сторона перешла к широкому осуществлению террористических актов как одной из форм ведения вооруженной борьбы. Теракты производились на азербайджанской территории за пределами Карабаха, а также в прилегающих регионах Северного Кавказа и Закавказья. В январе 1991 г.
армянские вооруженные группы вновь активизировали операции на территории Верхнего Карабаха. Заметно возросло количество нападений на азербайджанские населенные пункты.
Весной 1991 г. руководством Министерства Обороны и МВД СССР бфло принято решение о
ликвидации базовых районов,армянских отрядов в Карабахе. В качестве ближайшей задачи предполагалась нейтрализация армянских формирований в северном и южном секторах Карабаха. В результате задача полной нейтрализации армянских формирований решена не была, базовые районы сохранены. К 15 мая 1991 г. операция была свернута.
После. ожесточенных боев под азербайджанский контроль перешли опорные пункты Манашид, Бузлук, Эркеч. Активизировались действия армянских формирований против советских войск.
Этап 3 (август 1991 г. - май 1992 г.)
С конца августа внутренние войска СССР по распоряжению командования практически
прекратили обеспечение режима чрезвычайного положения в НКАО. Воспользовавшись этим

Участие подразделений ВВ СССР в боевых действиях на стороне армянских формирований
привело к вооруженным столкновениям с частями ОМОН МВД Азербайджана. К декабрю эти столкновения приняли систематический характер: в результате имелись потери среди личного состава постов внутренних войск, в связи с чем руководства МВД СССР приняло решение о полном выводе группировки своих сил с территории Карабаха.
военнослужащих.
Армения в полной мере использовала особенности новой геополитической ситуации в интересах укрепления своих позиций. К моменту распада СССР ей уже удалось упредить противоборствующую сторону в сфере военного строительства как минимум на три года. На территории собственно Армении и в Карабахе были созданы вооруженные силы общей численностью до 30.000 чел., имелись конкретные программы их увеличения и оснащения вооружением. В конце января армянские формирования приступили к захвату последних азербайджанских населенных пунктов Карабаха
Этап 4 (февраль 1993 г. - ноябрь 1993 г.). Новый период эскалации...

27 марта крупные силы армянской армии под прикрытием пропагандистской кампании
относительно начавшегося азербайджанского наступления, приступили к захвату Кельбаджарского района. Факт вторжения на чужую территорию был обоснован органами военной спецпропаганды Армении как вынужденная оборонительная необходимость; при этом через средства массовой информации различных государств распостранялось утверждение об участии в боевых действиях исключительно "сил самообороны НКР". Оккупация Кельбаджарского района обозначила качественно новый период эскалации конфликта – начало реализации военно-политическим руководством Армении планов поэтапной оккупации части территории Азербайджана.
После оперативной паузы, вызванной перегруппировкой сил на южный участок фронта, армянское командование сорвало очередное соглашение о прекращении огня и возобновило наступательные действия.
За восемь месяцев 1993 г. Азербайджан, пребывавший в состоянии перманентного
внутриполитического кризиса, утратил в результате наступления противника контроль над территорией шести районов общей площадью 14.000 кв. км. Боевые действия переместились за пределы нагорной части Карабаха в равнинную зону. К началу ноября фронт стабилизировался по линии восточнее Физули – восточнее Ходжавенд – восточнее Агдам – западнее Тертер – Муровдаг.
Этап 5 (декабрь 1993 г. - май 1994 г.) Обострение ситуации...
В апреле 1994 г. военная ситуация в зоне армяно-азербайджанского конфликта резко обострилась. Стабилизация внутренней обстановки, успехи в создании боеспособных вооруженных сил, наращивание внешнеполитических усилий азербайджанского руководства, вызвали обеспокоенность армянской стороны. В Армении были отмечены первые признаки недовольства населения, истощенного войной; сформировались предпосылки для обострения внутриполитической ситуации; еще более осложнились противоречия в руководстве республики и ее отношения с оппозицией. Учитывая негативное воздействие временного фактора, военно- политические лидеры Армении приняли решение переломить ход боевых действий в свою пользу. Была спланирована широкомасштабная военная операция, замысел


групповой сдачи в плен. В результате, исчерпав резервы и боеприпасы, армянское командование было вынуждено отдать приказ о свертывании наступления и переходе к обороне. Начиная с 12 мая активные боевые действия на линии фронта прекратились.
Этап 6 (май 1994 г. - май 1995 г.) Деэскалация и новое обострение конфликта.
В течение 12 месяцев после заключения соглашения о прекращении огня между Арменией и
Азербайджаном перемирие в зоне конфликта в целом соблюдалось. Возобновился переговорный процесс по политическому урегулированию конфликта, осуществляемый при активном участии третьих государств и международных организаций. На рассмотрение сторон были представлены альтернативные планы Российской Федерации и ОБСЕ по отводу войск от линии фронта, образованию буферной зоны и вводу разъединительных сил.
Продолжительные переговоры, сопровождавшиеся политическим маневрированием сторон
конфликта и третьих заинтересованных сторон, к концу 1994 г. выявили сложившийся тупик в процессе регулирования. В результате деструктивной позиции Армении международные посреднические усилия были блокированы, ситуация в зоне конфликта законсервирована.
В ходе войны Армения понесла потери, сопоставимые по уровню с потерями азербайджанской стороны, но имеющие для нее более тяжелые последств в виду различия демографического и экономического потенциалов. Во второй половине 1994 г. усилился социально-экономический кризис, значительно возросла внутриполитическая нестабильность. Тем не менее, Армения не только сохранила возможности по ведению боевых действий, но и повысила их за счет расширения внешней поддержки.
Навязав России собственный статус единственного союзника в регионе, Ереван активно задействовал проармянское лобби, интегрированное во все эшелоны государственных структур Российской Федерации. Произошедшие изменения общей геополитической ситуации на Кавказе и внутренние процессы в Российской Федерации были также использованы армянской стороной для укрепления своих военных позиций. Взаимодействие с Россией вышло на уровень военно-политического союза (стратегического партнерства). В 1995 г. было завершено юридическое оформление создания 102 военной базы Российской Федерации в Армении (Ереван, Гюмри)
. Сложной оставалась внутриполитическая ситуация. В октябре 1994 г. и марте 1995 г. силами правой оппозиции при поддержке извне были предприняты две попытки государственного переворота, сопровождавшиеся мятежом личного состава отряда полиции
особого назначения в Баку и ряде регионов республики. Обе попытки были пресечены
правительственными войсками. Тем не менее, несмотря на понесенные потери, наличие внутренних и экономических проблем, Азербайджан сохранил достаточную политическую волю и существенный военно- технический, промышленный, демографический, идеологический потенциал для продолжения борьбы. Осознание необходимости неотложных действий по защите независимости, суверенитета и территориальной целостности создали предпосылки для консолидации военных усилий нации. После преодоления октябрьского и мартовского кризисов внутренняя ситуация в республике была существенно стабилизирована. Еще более усилились международные позиции Азербайджана. Дополнительная прочность военно-политических позиций республики была обеспечена за счет присоединения к программе НАТО "Партнерство ради мира". Продолжалось наращивание усилий по созданию
боеспособных вооруженных сил, укреплению обороноспособности.
С начала 1995 г. ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта начала вновь постепенно обостряться. Геополитическим фоном нарастания напряженности явились боевые действия в Чечне, развитие конкуренции вокруг каспийского нефтяного контракта, особая позиция Азербайджана по вопросам военной интеграции СНГ. Чеченский кризис был использован представителями военного командования, руководства погранвойск и спецслужб Российской Федерации, выступающих в качестве самостоятельных субъектов внешней политики, для обвинения Азербайджана во вмешательстве во внутренние дела России под надуманным предлогом инфильтрации боевиков и поставок оружия на Северный Кавказ. Этот фактор был учтен военно-политическим руководством Армении, испытывающим острую необходимость в реанимации конфликта с целью отвлечения населения и
оппозиции от нарастающего внутреннего кризиса, а также в преддверие парламентских и президентских выборов. С наступлением весны и сходом снега увеличилось количество инцидентов вдоль линии прекращения огня.
В 1992 - 95 г.г. на использующихся Арменией газопроводе и железнодорожной магистрали на
территории Грузии неизвестными группами были совершены соответственно 16 и 34 диверсии. 23 мая
1995 г. под надуманным предлогом причастности к ним Азербайджана, армянское руководство заявило о фактическом выходе Армении из переговорного процесса по политическому урегулированию конфликта. Военное командование Армении приступило к проведению долгосрочных лагерных сборов всех военнообязанных возрастной категории 18-45 лет.
Использована книга Джангира Араслы "Армяно-азербайджанский конфликт. Военный
аспект"
Комментариев нет:
Отправить комментарий