воскресенье, 6 мая 2012 г.

Почему турки-мисхетинцы? История происхождения.




У этого этноса несколько имен, что нередко вызывает путаницу и разногласия даже среди представителей самого этого народа. Начать с того, что месхи – субэтнос грузин, которые, будучи православными христианами, никак не связывают себя с турками-месхетинцами, являющимися мусульманами-суннитами, к тому же говорящими на тюркском языке. Да и последние в своем большинстве тоже не признают родства ни с месхами, ни с грузинами в целом. Сами себя они называют не месхетинскими, а ахалцихскими турками (Ahıska Türkleri) - по Ахалциху, главному городу Месхетии или Самцхе, небольшого региона на юго-западе Грузии. Обычно Месхетию упоминают вместе с соседней Джавахетией (центр - Ахалкалаки).
Территория исторической Месхетии соответствует трем нынешним районам Грузии — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа турок-месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.
Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого. Помимо общей специфики диалектов Восточной Анатолии (которые во многом ближе к азербайджанскому языку, нежели к турецкому), диалект турок-месхетинцев испытал небольшое влияние грузинского, а также некоторое влияние армянского, а в XX веке - также тюркских языков Казахстана, Средней Азии и русского языка. Ряд специалистов является сторонниками предположения о существовании особого турецко-месхетинского языка, но их меньшинство. До 80-85 % турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.
Среди турок-месхетинцев нет согласия по поводу своего собственного происхождения. Более 80% из них считают себя потомками этнических турок-«ерли» (турецкоговорящие земледельцы) и «теряклы» (пастухи-азербайджанцы), остальные возводят свою родословную к части грузин-месхов и армян-хемшилов, принявших ислам в XVII – XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Имеется также версия о том, что турки-месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турок-османов, осевших здесь, все с тем же грузинским племенем месхов.
Как бы там ни было, но вряд ли турок-месхетинцев следует отождествлять с другими народами и, в частности, с современными турками. Это - совершенно самобытный и этнически самостоятельный народ, хотя и имеющий этногенетические связи с соседями, и к тому же народ с глубокими кавказскими корнями.
Большинство специалистов полагает, что в этногенезе турок-месхетинцев все-таки участвовали два главных компонента: древнее грузинское племя месхов и тюрки, массовое переселение которых в Малую Азию и Закавказье приходится на XI век. Миграции, вызванные нашествием монголов в XIII веке и походами Тимура в XIV веке, способствовали дополнительному притоку тюркских элементов в юго-западные районы Грузии и особенно в Месхетию (слабее защищённую от вторжения с юга), где к тому же издавна жили еще армяне и курды. Но тюрки с течением времени стали преобладать.
Видимо, поэтому месхетинские князья титуловали себя “повелителями месхов и тюрок”, а затем даже приняли тюркский титул атабегов, и их владение называлось Самцхе-Саатабаго (Атабегство Самцхе). В XIV-XV вв. княжество, являвшееся по существу государственным образованием турок-месхетинцев, отложилось от остальной Грузии, но независимость сохраняло недолго – в результате двух аннексий (1453 и 1576) эта территория была подчинена Османской империи, став впоследствии ее пашалыком (1639).

Почему все же турки?

Попадание в ареал собственно турецкого этноса довольно быстро вело к исламизации и отуречиванию населения: переход в ислам всячески поощрялся османами; знать, а следом и большинство населения превратились в мусульман, а разговорный турецкий язык - в язык межнационального общения. В результате прежние тюркские говоры были вытеснены, возник общий этноним «турки», обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К этому часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы (в Месхетии — турки-месхетинцы).
Ко времени присоединения к России грузинского Ахалцихского региона (1829) мусульмане составляли здесь меньшинство. На протяжении XIX – первой трети ХХ вв. их доля постепенно возросла от 1/3 до 2/5 населения. Турецкий язык стал родным, то есть, языком семейного общения, для мусульманского населения Месхетии уже к середине XIX века. Тем временем в регион стали переселяться армяне из Турции. В конце XIX в. в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах армян насчитывалось уже 48%, турок – 31%, грузин – 13%. При этом турки были в незначительном большинстве в Месхетии (53%), а в Джавахетии доминировали армяне (72%). Надо сказать, что отношения между турецкой и армянской общинами в этих местах сразу же стали весьма напряженными.
В 1917 г., в условиях распада Российской империи, национальный лидер турок-месхетинцев Омар Фаих Неманзаде создал некое государственное образование, просуществовавшее, впрочем, недолго. В начале 1918 г. турки Ахалциха заявили о присоединении к Османской империи, но она вскоре потерпела крушение, и тогда лидеры турок-месхетинцев переориентировались на ставший независимым родственный Азербайджан.
Во время кратковременной войны меньшевистской Грузии с дашнакской Арменией на рубеже 1918/19 годов турки-месхетинцы поддержали Грузию, что было вполне естественно на фоне прежних отношений с местными армянами и регулярных столкновений турецких формирований с дашнакскими отрядами. Когда же грузинские войска в 1919 г., выбив армянские отряды, заняли Месхетию и Джавахетию, Тбилиси не стал особо считаться с турками-месхетинцами. Однако через два года Красная армия ликвидировала независимое грузинское государство.
Не учитывались интересы турок-месхетинцев и при заключении Батумского мирного договора от 16 марта 1921 года. Турция передала Советской России находившиеся в ее подчинении 12 районов Грузии со значительной долей мусульманского населения, которые сначала вошли в Тбилисскую область как обычные административные районы, а затем были переименованы в 5 районов Грузинской ССР: Ахалцихский, Адыгенский, Аспиндзский, Ахалкалкский, Богдановка.
В 20-е годы центральные советские власти в русле политики «коренизации» в целом поощряли развитие национальной культуры турок-месхетинцев – открывались национальные школы, выходили газеты и журналы, создавались театры, музыкальные ансамбли и т. д. Наметилось даже нечто вроде национально-культурного возрождения, которому также помогал советский Азербайджан и азербайджанская община Грузии. К концу 30-х годов у месхетинских мусульман имелся общий этноним «турки-месхетинцы», местные православные месхи называли их просто «турками». В 1936 г. часть турок-месхетинцев записали в только что появившийся этноним “азербайджанцы” (до этого их обозначали как «тюрок»).

Сталинская расправа

В то же время в Грузии были склонны считать всех турок-месхетинцев забывшими родной язык грузинами. Хотя, согласно переписи 1926 года, из 68 тысяч жителей Самцхе-Джавахетии, считавших турецкий родным языком, только 12 тысяч назвали себя грузинами-мусульманами. Однако руководство Грузинской ССР, в частности, в лице Берии, предпринимало попытки «грузинизации» турок-месхетинцев. Эти попытки стали еще более настойчивыми в 30-е годы и сочетались с прямыми репрессиями против турецких «национальных кадров», обвинявшихся в «шпионаже» в пользу Турции и тому подобных «преступлениях». Нередки были случаи принуждения турок-месхетинцев к изменению записи о национальности в паспорте и принятию грузинских фамилий.
Подобного рода «мероприятия» усилились в 40-е годы, когда Сталин пришел к убеждению о «ненадежности» турок-месхетинцев в свете возможной войны с Турцией. Хотя сами турки-месхетинцы никакого повода к подобным подозрениям никогда не давали. Так, на фронты Великой Отечественной ушла практически вся взрослая мужская часть этноса (более 48 тысяч человек, 28 тысяч из них погибло, народ дал 8 Героев Советского Союза). К тому же к этому времени опасность вступления в войну Турции на стороне Германии свелась к нулю, так что даже самый «благовидный» предлог для «наказания» турок-месхетинцев отпал. Тем не менее, власти стали загодя готовиться к депортации, для чего, в частности, даже была построена 70-километровая железнодорожная ветка от Боржоми до Вале.
Бесчеловечное преступление началось согласно постановлению ГКО № 6279 от 31.07 1944 г. и приказу НКВД 001176 от 20.09 1944 г., в которых турки-месхетинцы обвинялись «в неприятии колхозного строя», «нарушении государственной границы», «пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп», а также «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения».
Утром 15 ноября 1944 года войска НКВД оцепили районы проживания турок-месхетинцев и приступили к депортации. Вместе с турками в течение 10 дней угнали курдов, армян-хемшинов, грузин-мусульман и живших в этих районах представителей ряда других мусульманских народов. Всего было выслано 125 тыс. человек, из них турок-месхетинцев – 115 тыс. В пути погибло 15 тыс. человек, а за первые шесть месяцев в ссылке – 37 тыс., включая 17 тыс. детей.
Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана (основная часть), Казахстана и Киргизии как «спецпоселенцы» (то есть без права изменения места жительства). В местах депортации с ними довольно быстро смешались и небольшие группы турок-османов, выходцев из центральной Турции, живших в Абхазии и Аджарии и выселенных оттуда в Среднюю Азию в 1948-49 годах.
Можно сказать что турки месхитинцы всю свою жизнь после депортации из Грузии,постоянно искали пути возвращения на родину. Но в СССР это было не возможно. 

1 комментарий: