В
Ливийском конфликте (The Libyan Conflict)
существует огромное количество принимающих решения единиц противостояния. Они
различаются между собой по многим показателям и критериям.
Стороны
Ливийского конфликта можно разделить на прямые и косвенные. К прямым сторонам
конфликта относится лагерь оппозиции и властные структуры. Между прямыми сторонами,
как правило, выделяют инициатора конфликта. В данной ситуации таковыми являются
оппозиционные структуры.
Оппозиционные
силы представляют:
·
«Национальный фронт
спасения Ливии» (глава – Ибрагим Сахад)
·
«Ливийская
Национальная армия» (глава – Халифа Хифтар)
·
Радикальные
исламисты, связанные с Аль-Каидой
·
«Ливийская
исламская боевая группа» – мощная радикальная организация, ведущая джихад в Ливии
·
«Национальная
конференция ливийской оппозиции» – зонтичная оппозиционная сила
·
Разнородные боевые
группы
·
Протестующее
население
Оппонируют
оппозиционным силам:
·
Глава Ливийской Арабской
Джамахирии Муаммар Каддафи
·
Ливийские органы
власти
·
Силовые структуры –
правительственные войска и полиция
·
Формирования
Местной народной обороны (резервный компонент ВС)
·
Вооруженные народные
дежурства (ополчение)
·
Население, поддерживающее власть
В
Ливийском конфликте четко прослеживаются и косвенные участники противостояния, которые
характеризуются разнообразным ролевым поведением.
К
косвенным участникам конфликта относятся:
·
ВВС Великобритании,
Франции и США
·
структуры военно-политического блока –
Организация Североатлантического договора или «НАТО» (NATO)
·
Наземные иностранные
силы – британские SAS, силы специального назначения США и оперативники ЦРУ
мировое
сообщество:
·
Совет Безопасности
ООН (UN),
принявший резолюцию от 17 марта 2011 года № S/RES/1973 (2011) о защите
гражданского населения, о введении бесполетной зоны, об обеспечении соблюдения
эмбарго на поставки оружия, о замораживании активов и об ограничении на
передвижение физических лиц. (Во время принятия резолюции распределение голосов
происходило следующим образом: «За» – постоянные
члены совета: США, Великобритания, Франция и
временные члены: Босния и Герцеговина, Колумбия, Габон, Ливан, Нигерия,
Португалия, Южная Африка. «Воздержались» – постоянные члены совета: Россия,
Китай, временные члены: Германия, Бразилия, Индия. «Против» – 0. Россия и Китай
не воспользовались правом вето)
·
Организации
африканского континента – Лига Арабских государств (League of Arab States) – международная
организация, объединяющая арабские государства, а также ряд дружественных им
неарабских, в которых арабский язык является одним из официальных и состоящая
из 22 государств; и Африканский союз
(African Union) – международная межправительственная организация, объединяющая
54 государства Африки.
·
Администрации и дипломатические
корпуса ряда государств
Украина
в Ливийском конфликте заняла позиции нейтралитета, которые подчеркивают ее
недавно приобретенный статус внеблокового государства на международной арене. Украинские
власти ограничились отправкой десантного корабля Военно-морских сил Вооружённых
сил Украины «Константин Ольшанский» в район боевых действий для выполнения
гуманитарной миссии по эвакуации украинских граждан. Миссия была выполнена
весьма успешно. Ее результатом стала эвакуация с территории Ливии не только
граждан Украины, численность которых составила 85 человек, но и 108 иностранцев,
среди которых были граждане Великобритании, США, Беларуси, Ирландии, Мальты,
Франции, России, Болгарии, Сербии, Молдовы, Германии, Узбекистана, Италии,
Румынии, Ирака и Туркменистана. Также были эвакуированы и 10 граждан Ливии,
которые находились в браке с гражданами Украины.
Позиции
Украины в этом конфликте не так уж и очевидны, как кажется на первый взгляд.
Могу сказать лишь одно, как бы Украина себя не позиционировала, ее интересам
соответствует как можно быстрый сценарий разрешения конфликтной ситуации,
которая сложилась в Ливии и желательно в положительном фокусе.
Анализируя
же спектр игроков международной политики, мне стал интересен тот факт, что ряд
государств (Турция, Германия, Индия, Китай и Россия) могли сыграть
ключевую роль в написании исхода конфликта и не в качестве созерцателей, как
они себя позиционировали, а в качестве активных акторов. Возможность влиять на
ход ситуации у этих государств продиктована наличием значительного показателя
политического веса. Несмотря на данный факт, руководители вышеупомянутых стран
придерживались политики невмешательства. Так, Турция отказалась принимать
различного рода участие в конфликте из-за опасений потерять свое особое место
посредника между Западом и мусульманским миром. Германия же принципиально не
желала участвовать в каких-либо войнах, мотивируя свою позицию тем, что
Афганистана им уже достаточно. Индия, Китай и Россия единогласно заявили о том,
что вмешательство в конфликт со стороны мирового сообщества только обострит и
так непростую ситуацию в регионе.
Подводя
итоги, могу сказать, что самым спорным моментом была, остается и будет
детерминация аспекта организации конфликта. Маятниковые колебания вокруг того инициативный
ли это конфликт или спровоцированный с постоянным успехом можно наблюдать во
взглядах общества. Другой вопрос, что эксперты в своих мнениях четко
разделились на два противостоящих лагеря и неподвижно стоят на позициях
конкретного подхода.
Заканчивая
давать характеристику конфликта, нужно отметить, что многосторонний (количество
участников превышает 2 противостоящие стороны), затяжной, открытый (все
проявления не скрываются участниками), а как предполагает ряд аналитиков и
преднамеренный (специально задуманный, спланированный и проведенный по
заданному сценарию) Ливийский конфликт нашел исходный вариант своего разрешения
в формуле, где побеждает сторона «А» и проигрывает сторона «В», так называемый
«выигрыш-проигрыш». В «проигрыше» оказался соперник в лице властных структур
под командованиям Муаммара Каддафи. Но так ли все очевидно с этой «волшебной
формулой» как кажется на первый раз?
Комментариев нет:
Отправить комментарий